Герои не носят плащ, они надевают форму. У тех, кто выбрал своей профессией ликвидацию чрезвычайных ситуаций и помощь людям, однозначно стальные нервы и доброе сердце. Чтобы понять, насколько суровой и тернистой может быть служба в МЧС, нужно самому примерить тяжелую амуницию и пройти сквозь огонь и воду.
Крепкие духом и телом
На днях в столице такая уникальная возможность выпала и мне: министерство и Университет гражданской защиты МЧС в преддверии профессионального праздника пригласили в гости журналистов и блогеров, чтобы окунуть в тонкости работы спасателя…
В Университете гражданской защиты МЧС Беларуси подготовили 8 интерактивных площадок, на которых участники попробовали тушить возгорания, оказывать первую помощь.
Наша группа из четырех человек первым делом отправилась на игровую ликвидацию возгораний. Надеть сапоги, защитный комбинезон, куртку с ремнем, каску и перчатки за 14 секунд – что-то из разряда фантастики! Оказалось, удержать в руках пожарный ствол СПРУ и попасть струей в мишень – задача не из простых. Подсобил начальник кафедры ликвидации ЧС Вячеслав Лахвич. Он рассказал, что в зависимости от очага, площади и интенсивности горения в установке меняется расход воды и факел расплыва вплоть до водяной завесы. Но нужно уметь работать и с воздушно-механической пеной, порошками, газовыми составами, углекислотами. Ведь пылающие спирты, химикаты и многое другое водой не усмирить. Когда на соседней локации я выдернула чеку из огнетушителя и подошла поближе к языкам пламени, четко осознала: нужно недюжее хладнокровие, чтобы побороть природный инстинкт «бежать от опасности». Тем более в реальных условиях, где искры отправляются в непредсказуемый смертоносный танец.
Главное же для спасателя – оперативность: в городе на место нужно приехать максимум за 10 минут, добраться до деревни – за 20. Поэтому сбор и выезд по тревоге занимает всего 40 секунд. И надо еще умело вскарабкаться по ступенькам машины. В первый раз, признаться, подрагивали пальцы, обзор загораживало забрало, а в полной экипировке до ужаса душно. Но настоящий шквал адреналина накрыл уже на выставке защитной одежды и аварийно-спасательной и специальной техники. Подняться на уровень 17 этажа в люльке автолестницы не то же самое, что прокатиться на обзорном колесе. Хотя виды на Минск не менее прекрасные, но покачивания от ветра щекочут нервишки. По словам спасателя-пожарного ПАСЧ-30 Кирилла Гомановича, все его коллеги спокойно относятся к работе на высоте, в год случается как минимум от одного до трех таких выездов. Поначалу молодой человек включал самоконтроль, потом привык.
Друг, товарищ, брат
Не всегда ввысь поднимает автоматика. В точке назначения приходится и побегать, и поработать мускулами. Отлично готовит к этому пожарно-спасательный спорт. На новой площадке семинара моя группа журналистов полюбовалась, как курсанты лихо забрасывают штурмовую лестницу в оконные проемы-имитации и молниеносно взбираются на следующий этаж. Атмосфера в зале – один за всех и все за одного. Вот и мы смело подошли к ребятам за инструктажем и страховкой. После, хватаясь за перемычки, я почувствовала, что руки сильнее, а ноги подводят. Студенты подбодрили: у новичков всегда так, регулярные тренировки быстро приводят в нужную форму.
Важен в подготовке кадров для МЧС также промышленный альпинизм. Им в университете занимаются в специальной просторной башне. Взобраться там по стене с выступами я не рискнула, но примерила на себя роль пострадавшего, которого с помощью лебедки поднимают в акье. Удивляли слаженность и аккуратность движений, когда курсанты прочно закрепляли сани-носилки и пояс. Можно было почувствовать себя принцессой на ковре самолете.
А локация деблокировки не казалась такой же сказочной. Пришлось попотеть, чтобы поднять и удержать гидравлические кусачки, отщипывая кусок арматуры. Как часами работать ими при завалах или распилить целую машину – загадка… Если с отработкой на манекенах оказания первой помощи у нас, автолюбителей, не возникло сложностей, то финальная площадка стала экстремальной проверкой на прочность. У некоторых участников семинара маска и баллон за плечами сами по себе вызывали легкую панику. Но желание испытать себя перевешивало. И мы в полной амуниции сделали шаг в дымокамеру, пробираясь в темноте на цокольный этаж.
С непривычки тяжело дышать, несмотря на щедро открытый вентиль. Стараешься держаться за плечо впереди идущего. Первый предупреждает о ступеньках и препятствиях. Нашел! Деревянный «пострадавший» лежит в плотной дымке на полу. Поднимаем. На обратном пути впереди уже я. Правая рука по стене. Не спешить. Ай! Угол стола. Кант шкафа. Гладкий подъем. Наконец-то из-за поворота виднеются лучи солнца. Ура… Ноги ватные, еле-еле даются последние ступеньки. «Тело» на траве. Снять шлем, снять маску, утереть пот со лба. Свежий воздух. Как хорошо…
Отдыхая после «боевого крещения», сделала вывод: спасатели – не только верные коллеги, но и настоящие братья. Ведь в опасности они стоят друг за друга, как за близких и родных людей. Смелость и доверие – вот на чем держится служба.
Фото автора.