В начале этого года Глава страны поддержал создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». Инициатива была нацелена сделать внутриреспубликанские поездки безопаснее и комфортнее, а конкуренцию – честнее. Да и правоотношения в этой сфере давно нуждались в совершенствовании, чтобы на рынке не осталось «серых извозчиков». И вот Указ Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» запустил цепочку важных изменений. Однако его реализация оказалась не такой уж гладкой.

Так, сведениями о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах реестр наполняется медленно. Лишь в сентябре активность обращений чуть подросла. И дело не в технической стороне вопроса: мощностей сервера и ответственных кадров для обработки данных хватает. Но у потенциальных заявителей срабатывает человеческий фактор. В интернете и среди перевозчиков ходят пересуды о якобы нецелесообразности и негативных последствиях нововведения. Кто-то ориентируется на крупных участников рынка, которые не спешат включать себя в специальную базу. А некоторые думают: авось пронесет.

– Надеяться на это не стоит. Отмены Указа не будет. И переноса крайнего срока подачи заявлений не планируется, – подчеркнул заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Гродненской области – начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля Алексей Михальчик. – С 1 ноября не включенным в реестр перевозчикам запрещено перевозить пассажиров, за это предусмотрена административная ответственность. Поэтому я рекомендую делать всё сейчас, не оттягивать. Лучше как можно быстрее получить положительный ответ Транспортной инспекции.

Подача заявления через Единый портал электронных услуг у обычного пользователя компьютера занимает от 5 до 10 минут при умении пользоваться электронно-цифровой подписью. При этом до 1 ноября госпошлина с заявителя не взимается (в том числе за повторные подачи). Нет необходимости и в дополнительных сведениях вроде информации о кассовом оборудовании, договорах и т.д. Когда льготный период закончится, за подачу заявления на одно ТС нужно будет заплатить 2 БВ, водителя – 1 БВ, диспетчера – 100 БВ.
Кроме того, Алексей Дмитриевич напомнил, что на сайте инспекции указаны требования к шести фотографиям транспортного средства, которые необходимо прикрепить к заявлению. Если ракурсы не соблюдены или у снимков низкое качество, то автомобиль трудно идентифицировать, а разобраться с соответствием его визуального оформления нормам – невозможно.

– Это одна из основных причин, почему не одобряются заявления, – отметил Алексей Михальчик. – По невнимательности заявители также неверно указывают VIN-код автомобиля или идентификатор водителя. Из-за этого не может пройти автоматическая проверка по базе данных. В таких случаях им поступает звонок, чтобы исправили ошибки и подали заявление повторно. 

Стоит отметить и то, что с 1 ноября водителям придется не реже раза в 5 лет повышать квалификацию в соответствующей категории. Это должно значительно обезопасить пассажиров.