Десять лет в нашей стране действует Закон «О защите прав потребителей», вобравший в себя лучшие наработки в данной области, что позволяет эффективно защищать потребителей от недобросовестных продавцов товаров и услуг. 
 
Одной из таких организаций является общественное объединение «Гродненский центр правовой помощи потребителям», который возглавляет Жанна Гостяева. 
 
– В 2021 году к нам обратилось 92 жителя нашего города по защите своих прав. Это коснулось, прежде всего, нарушений в сфере договоров купли-продажи. В основном это технически сложные товары. На втором месте – некачественно выполненные работы в сфере строительства и ремонта. Замыкают тройку туристические центры. Основные претензии к ним составляют жалобы о недостоверности информации о туристических услугах, – отмечает Жанна Гостяева. 
 
В последнее время потребители приходят с жалобами на деятельность интернет-магазинов за присланные товары с дефектами. На закономерный вопрос, проверял ли гражданин сразу после получения их при работнике почты, ответ, как правило, отрицательный. В этом случае также очень сложно доказать вину продавца. Поэтому гражданам мы настойчиво рекомендуем сразу после получения товара вскрыть упаковку и проверить состояние товара, попросить его включить в электросеть (если это технически сложный товар) и, если он не соответствует заявленным параметрам, на месте составить акт, отправить обратно товар продавцу. Фактически, вскрыв посылку на месте и проверив товар, в будущем вы сэкономите и деньги, и время.
 
Основной проблемой, из-за которой возникают гражданские споры, по мнению Жанны Михайловны, является доверчивость потребителей услуг. Это выражается в том, что граждане не составляют письменных договоров, в которых не прописывают сроки оказания услуги, стоимость и график расчета с поставщиком. В таких случаях доказать что-либо в суде очень проблематично. 
 
– Новой категорией дел в последние два года стал обман самих потребителей продавцов. В чем это выражается? Например, купили два похожих товара или подарили два одинаковых, а при заключении договора с нами гражданин это скрывает. Начинается стандартная процедура на проверку качества товара. Если это касается технически сложных товаров, то сумма составляет от 600 до 2 500 рублей. Юридическое лицо, оплатившее экспертизу, которая подтверждает качество товара, в суде требует возместить ущерб уже с самого гражданина, – вводит в курс дела Жанна Гостяева. – Пользуясь случаем, хочу коснуться вопросов, связанных с туристическим бизнесом. Если в стране пребывания условия нахождения не соответствуют заявленным, необходимо сразу снять это на видео в реальном времени или фото. Только тогда клиент сможет в суде доказать правоту своих слов. На практике в таких случаях турагентства возвращали от 10 до 30% денежных средств от стоимости тура. Основной причиной, по которой идет отказ от тура, в последнее время стала пандемия. Если агент или туроператор – белорусские резиденты, то вопрос возврата денег не предоставляет трудностей. Но если турагент – иностранное юридическое лицо, то взыскать деньги с туроператора очень сложно, так как у него остается только комиссия, а основная сумма перечисляется за границу. 
 
Включение Всемирного дня защиты прав потребителей в календарь государственных праздников подчеркивает заботу нашего государства об охране прав и интересов граждан и позволяет своевременно информировать их о ситуациях, возникающих в данной сфере.