Когда Деве Марии исполнилось 14 лет, воспитатели хотели выдать ее замуж (родители Марии к этому времени умер­ли). Но она сказала, что дала обет Богу – навсегда остаться девой. Тогда ее обру­чили с ее родственником, старцем Иосифом, который знал об ее обете. Мария жила в доме Иосифа в го­роде Назарете как обрученная жена. Однажды к ней был послан Архангел Гавриил с благой вес­тью о том, что она станет матерью Спасителя. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.» (Лк. 1, 30-31). «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лк. 1, 34-35).

Этот праздник является одним из самых больших по силе народного почитания. Это праздник совер­шенного покоя, свободы от дел. Малейшая работа в этот день считается грехом. «В Благовещеньев день – птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». В этот день «даже грешников в аду пе­рестают мучить и дают им отдых и свободу». Не веселый разгул, а молчаливое, сосредоточенное раз­думье, мирные беседы о севе, пахоте, урожае харак­теризуют этот праздник.

Главное значение в этот день придавалось благовещенской просфоре, с которой связывались боль­шие надежды на урожай. Ни на один другой празд­ник в церкви не продавали так много просфор, как на Благовещение. Иногда пекли мирские просфоры из общей муки, которые потом освящали в церкви. Благовещенские просфоры клали в закрома с зер­ном, толкли до крошек и смешивали с посевными семенами, примешивали в корм скоту. Во время сева просфору привязывали к сеялке и носили, пока не заканчивался сев. Делалось это для того, чтобы ог­радить поля от гнуса и обеспечить надежный уро­жай. Существовало поверье, что день недели на который пришелся этот праздник, несчастливый для пахоты и посевов, а следующий за ним день счаст­ливый. В день сева никому и ничего нельзя давать взаймы, пустые мешки с поля надо везти, а не нести.

В день Благовещения не принято было зажигать огонь вечером, чтобы не обидеть праздник. Иначе он может напустить на пшеницу головню, на пчел ле­нивое роение и т. п.

В этот день готовили так называемую благове­щенскую соль, ее пережигали в печи. Считалось, что она помогает от различных недугов, в том числе от горячки и лихорадки. Недомогающему скоту для из­лечения давали колобашки из ржаного теста, посо­ленного этой солью.

Если вор украдет что-нибудь в Благовещенье ос­торожно и незаметно, и не поймают его в этот день, то не поймают и целый год.

В канун Благовещенья крестьяне ходили в под­валы или погреба, где брали капустный кочан – первый, снятый осенью с огорода, и клали его на землю. Это надо было сделать незаметно для чужих.

Существует поверье, что если на следующий день, идя от благовещенской обедни, взять этот кочан, то на нем можно найти семена. Если вместе с этими семенами посадить рассаду, то для капусты, вырос­шей из нее, не будут страшны никакие заморозки – ни весенние, ни осенние.

Считается, что особенно радостно встречают праздник Благовещенья птицы. В этот день принято выпускать на волю пойманных птиц.

Приметы:

Каково Благовещенье – таково и Светлое Христово Воскресение.

Если на Благове­щенье день красный, то весь год будет много по­жаров.

На Благовещенье дождь – родится рожь.