Когда Деве Марии исполнилось 14 лет, воспитатели хотели выдать ее замуж (родители Марии к этому времени умерли). Но она сказала, что дала обет Богу – навсегда остаться девой. Тогда ее обручили с ее родственником, старцем Иосифом, который знал об ее обете. Мария жила в доме Иосифа в городе Назарете как обрученная жена. Однажды к ней был послан Архангел Гавриил с благой вестью о том, что она станет матерью Спасителя. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.» (Лк. 1, 30-31). «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.» (Лк. 1, 34-35).
Этот праздник является одним из самых больших по силе народного почитания. Это праздник совершенного покоя, свободы от дел. Малейшая работа в этот день считается грехом. «В Благовещеньев день – птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». В этот день «даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу». Не веселый разгул, а молчаливое, сосредоточенное раздумье, мирные беседы о севе, пахоте, урожае характеризуют этот праздник.
Главное значение в этот день придавалось благовещенской просфоре, с которой связывались большие надежды на урожай. Ни на один другой праздник в церкви не продавали так много просфор, как на Благовещение. Иногда пекли мирские просфоры из общей муки, которые потом освящали в церкви. Благовещенские просфоры клали в закрома с зерном, толкли до крошек и смешивали с посевными семенами, примешивали в корм скоту. Во время сева просфору привязывали к сеялке и носили, пока не заканчивался сев. Делалось это для того, чтобы оградить поля от гнуса и обеспечить надежный урожай. Существовало поверье, что день недели на который пришелся этот праздник, несчастливый для пахоты и посевов, а следующий за ним день счастливый. В день сева никому и ничего нельзя давать взаймы, пустые мешки с поля надо везти, а не нести.
В день Благовещения не принято было зажигать огонь вечером, чтобы не обидеть праздник. Иначе он может напустить на пшеницу головню, на пчел ленивое роение и т. п.
В этот день готовили так называемую благовещенскую соль, ее пережигали в печи. Считалось, что она помогает от различных недугов, в том числе от горячки и лихорадки. Недомогающему скоту для излечения давали колобашки из ржаного теста, посоленного этой солью.
Если вор украдет что-нибудь в Благовещенье осторожно и незаметно, и не поймают его в этот день, то не поймают и целый год.
В канун Благовещенья крестьяне ходили в подвалы или погреба, где брали капустный кочан – первый, снятый осенью с огорода, и клали его на землю. Это надо было сделать незаметно для чужих.
Существует поверье, что если на следующий день, идя от благовещенской обедни, взять этот кочан, то на нем можно найти семена. Если вместе с этими семенами посадить рассаду, то для капусты, выросшей из нее, не будут страшны никакие заморозки – ни весенние, ни осенние.
Считается, что особенно радостно встречают праздник Благовещенья птицы. В этот день принято выпускать на волю пойманных птиц.
Приметы:
Каково Благовещенье – таково и Светлое Христово Воскресение.
Если на Благовещенье день красный, то весь год будет много пожаров.
На Благовещенье дождь – родится рожь.