Это фильм не о войне с ее жаром сражений, это история о людях на войне. Их страхах и переживаниях, победах над собой и обстоятельствами. Это фильм о женщинах, которыми впору гордиться.

Так уж вышло, что Первая мировая война будто затерялась между революциями, стала то ли былью, то ли небылью. Кинолента Игоря Угольникова и Федора Бондарчука возвращает нас в смуту той далекой войны. В 1917 году на фронте нарастали антивоенные настроения, солдаты попросту отказывались браться за оружие и братались с немцами. Предчувствуя неминуемую катастрофу, Временное правительство создало женский «батальон смерти», призванный поднять боевой дух армии.  

В новой исторической драме командира батальона – георгиевского кавалера Марию Бочкареву – сыграла ведущая актриса театра имени Евгения Вахтангова Мария Аронова. Благодаря ее мастерству мы увидели всю многогранность характера бесстрашной женщины-солдата: с одной стороны, материнскую нежность к своим «девонькам», а с другой – твердость и даже жесткость. Женщина-офицер не терпела слабость и подлость и использовала все средства, чтобы искоренить их в своем батальоне. В ней – лучшие черты русского женского характера, к которым невольно испытываешь уважение.

Живыми и убедительными в киноленте оказались образы добровольцев, пришедших в батальон: дворянок, крестьянок, работниц, учителей и служанок. Несомненно, удивила Мария Кожевникова, сыгравшая графиню Наталью Татищеву. От актрисы, известной большинству зрителей по роли блондинки Аллочки из сериала «Универ», такого глубокого образа никто не ожидал.

К роли Мария готовилась несколько месяцев, дотошно изучая историю первого батальона смерти, предлагала поправки в сценарий. Ради съемок актриса, которую не раз корили за пустую красоту, согласилась постричься почти наголо (актрисы снимались без париков). Радикально короткая стрижка не лишила героиню Кожевниковой привлекательности и аристократичности, а лишь придала ей хрупкость и утонченность, которые удивительным образом сочетаются с силой характера.

Особенно трогательно в киноленте выглядела сыгранная Марией Антоновой Настя Колокольчикова. Худенькая девушка, почти ребенок, пришла в батальон вслед за своим мужем, который готовил новобранцев к отбытию на фронт. Несмотря на его просьбы вернуться домой, Настя настояла на своем и стала одной из женщин-солдат. Она марширует, преодолевает препятствия, стреляет и идет в рукопашную, но сохраняет любовь и нежность, способность к сочувствию и сопереживанию к тем, кто этого даже не заслуживает. Это и губит ее на фронте.

Впрочем, война оказывается настоящим испытанием для всех новоявленных солдат. И дело даже не в самих боевых действиях. Новобранцев ужасает действующая армия, точнее, то, что ею называется. Слоняющиеся на позициях мужчины не хотят воспринимать их как солдат и позволяют себе хамское поведение по отношению к представительницам батальона. В итоге женщинам приходится отбиваться не только от немцев, но и от своих.

Сидя в зале кинотеатра, испытываешь ужас от того, что видишь на экране. Во что за считанные месяцы превратилась когда-то сильная страна? Почему так опустились люди? А главное, как в этом кошмаре жили те, кто сумели сохранить честь и достоинство? Как простые русские женщины решились в такую пору уйти из дома и занять место в окопах?
Прав был Федор Михайлович Достоевский, когда сказал: «Женщины – наша большая надежда, может быть, послужат всей России в самую роковую минуту»: за три июльских дня 1917 года батальон смерти отразил 14 немецких атак. В фильме вооруженное противостояние изображено без излишнего натурализма и подробностей, отчего не менее страшно. Его итог – смерть тридцати женщин и ранения еще семидесяти.

Со времени летних сражений батальон просуществовал еще несколько месяцев: во время Октябрьского переворота женское воинское формирование было распущено, а его командир Мария Бочкарева расстреляна за пособничество белому движению в 1920 году.

После гибели командира о батальоне постарались забыть. Новая драма Игоря Угольникова и Федора Бондарчука стала данью памяти женщинам-солдатам, о подвиге которых не говорили на протяжении десятков лет.