На вопрос, сколько ему лет, музыкант Александр Кравчук отвечает, что родился осенью. Его джаз-композиции ротируются на российских и белорусских радиоканалах. Он приучает гродненцев к музыке свободы, устраивая летний джазовый фестиваль «Джазовые истории» в городе над Неманом. Джазмен рассказал «Перспективе» о жизни артиста, интеллигентных родителях, любви к женщинам и месте, где черпает силы.
 
Джазовый дворик
 
– Александр, с какой поры у вас брутальный образ?
 
– Наверное, с юношества, тогда был хулиганом. Я раньше занимался спортом, имел юношеский разряд по плаванию, увлекался дзюдо и самбо. В отличие от моих некоторых коллег сам веду быт, делаю ремонты в квартире и даче, меняю колеса в машине. Это не мешает моему творчеству, хотя им я занимаюсь в прямом смысле 24 часа в сутки. Когда ложусь спать, включаю свои любимые композиции Майкла Джексона, Стинга, Фредди Меркьюри, Дюка Эллингтона, Криса Ботти, чтобы мой мозг анализировал музыку. Знакомые врачи говорят, что это вредно, но я не хочу пропустить ни одной минуты этого кайфа. И, само собой разумеется, занимаюсь на саксофоне или фортепиано по несколько часов в день, не считая выступлений. 
 
– Гастрольный график плотный? 
 
– Как артист Гродненского городского центра культуры участвую в проектах разного масштаба: от сборных городских концертов до банальных выступлений в санаториях. Раньше часто выступал с хореографическим балетом Юрия и Луны Зябкиных. Но у меня существует большое количество собственных проектов. Последний мой сольный концерт прошел недавно в Гродненской областной филармонии, билеты раскупили быстро, был аншлаг, а зал рассчитан на 1200 мест. Безусловно, это еще и громадная работа моего концертного директора Олеси Репиной. В целом работы много, давно хочу поехать на море или на горнолыжный курорт, но не могу всё бросить.
 
– Можно ли современному музыканту заработать, выступая только на свадьбах и торжествах?
 
– Такое положение вещей ни для кого не секрет. Многие артисты работают на корпоративах, я не исключение. Мои выступления обычно проходят в составе кавер-группы, дуэтов, сольного выступления и с шоу-балетом. Вот я и говорю, что занят круглосуточно. Практически каждый вечер расписан. Но больших денег музыка не приносит, и это при колоссальных моральных и физических затратах. Я всегда говорю, что не хочу для своей дочери такой карьеры. Поменяю свое мнение только при условии ее огромного желания.
 
– Почему вы решили проводить «Джазовые истории»?
 
– На протяжении 12 лет в Гродно проходил международный фестиваль «Grodno Jazz», который собирал первоклассных музыкантов. Традиционной площадкой была территория рядом с Новым замком. Его проводила Гродненская филармония и городские власти. Но инициатива угасла два года назад. «Джазовые истории» – это новый джазовый проект для города. В рамках этого фестиваля летом проходят несколько концертов. Адрес – дворик музея истории религии по улице Замковой, 16. В этом году 14 июня приедет легендарная белорусская группа Apple Tea. На концерте 9 августа выступит литовский коллектив «Александр Белкин джаз-бенд». Я организовываю фестиваль на общественных началах, прибыли с этих концертов нет, не считая рекламы своего имени. 
 
Лечит душу
 
– Гродненцы любят джаз? 
 
– Концерты пользуются большой популярностью. О билетах уже сейчас спрашивают. В прошлом году в один из концертных вечеров я вышел за ворота музея истории религии и ко мне подошел человек в потрепанной одежде, видимо, бродяга. Он признался, что эта музыка лечит его израненную душу. Конечно, настоящий американский джаз могут играть только американцы, ведь это их культура, музыка, история, но и в Европе есть «звезды». Играя джаз, человек создает искусство в реальном времени, нет возможности сделать работу над ошибками, отрепетировать. В Гродно не все понимают современный джаз, но все больше людей им интересуются. Публике более понятен традиционный стиль: Луи Армстронг, Билли Холидей, Элла Фицджеральд, Глен Миллер, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси.
 
– Вы записываете альбомы?
 
– Первый «Мистер Отто» вышел в 2016 году, это совместный альбом с гитаристом Сергеем Трушелевым. Второй «Не танцевать» увидит свет либо летом, либо осенью 2020 года. Третий «Этно стиль» я хочу посвятить симбиозу джаза и фольклора, именно такова «музыка свободы» в XXI веке. 
 
– Вы 12 лет проработали в оркестре Гродненской филармонии, почему ушли? 
 
– Я очень благодарен этому коллективу. Оркестр воспитал и закалил меня как музыканта. У меня позитивные воспоминания о времени работы в Гродненской филармонии, я застал там представителей старой школы. Это были замечательные люди. Но пришло время стать самим собой. Я не случайно играю джаз. Это стиль жизни – независимый и свободный. С Борисом Игоревичем Мягковым, дирижером оркестра, играю до сих пор. К примеру, на моем последнем концерте мы вместе плотно поработали.