По мнению советских и ряда современных белорусских историков, партизанское движение на территории Белоруссии имело общенародный характер.
К концу 1941 года в рядах партизан сражались 12 тысяч человек в 230 отрядах. Численность белорусских народных мстителей к концу войны превышала 374 тысячи человек. Они были объединены в 1255 отрядов, из которых 997 входили в состав 213 бригад и полков, а 258 отрядов действовали самостоятельно.
Расширению и укреплению партизанского движения в Белоруссии способствовало огромное количество лесов, рек, озер и болот. Эти географические факторы затрудняли проведение немцами карательных мер против партизан.
Одной из первоочередных задач белорусских партизан было препятствовать подвозу немецких подкреплений к фронту. По территории Белоруссии проходили следующие железнодорожные магистрали: Белосток – Вильнюс – Псков, Седлец – Волковыск – Невель, Брест – Минск – Смоленск, Брест – Пинск – Гомель, Брест – Ковель, Невель – Орша – Гомель и Вильнюс – Минск – Гомель, общей протяженностью 5700 км. За годы борьбы белорусскими партизанами было взорвано более 300 тыс. рельсов и пущено под откос 11 128 немецких эшелонов с живой силой и боевой техникой.
Первоначально партизанский отряд насчитывал 25-70 человек. Постепенно шло разрастание отрядов до 100-350 человек. Встречались и довольно крупные – до 800 и более партизан. Возглавляли отряд командир, комиссар и начальник штаба. В отряд входили 3-4 роты. Каждая из них состояла из 2-3 взводов по 20-30 человек. Для выполнения специальных задач организовывались специализированные группы: диверсионные, разведывательные, пропагандистские. Во всех отрядах действовали партийные и комсомольские организации. Белорусские партизаны при вступлении в отряд принимали присягу.
Конец 1942 года, приближается зима, в партизанском отряде Митьки уже около 60 человек, приходят ребята из окрестных деревень. Все действия отряда – разведка, боевые операции, донесения – оформляются приказами. Маленький отряд разбит на три взвода, поддерживают связь с соседними отрядами Комсомольский, имени Чапаева и другими, для серьезных операций объединяют силы, вместе легче разбить противника.
«13.01.1943г. Под командованием отряда т. Саятевича А.С. вели бой между д. Лядки, В.Слобода, Браносово Мирского р-на. С оказанием помощи О.Казачьего отряда было убито 7, ранено 6 карателей. Среди убитых – немецкий полковник, глава карательного отряда, который убивал партизанские семьи в дер. Лядки, партизаны потеряли одного – т. Мацко В.В.» (Из неопубликованных воспоминаний Д.А.Денисенко).
Думает командир, как встретить зимовку, надо заготовить дрова, утеплить землянки, самое сложное с продуктами. Стоянку для лагеря выбрали на правом берегу Немана, туда полицаям труднее добраться. Здесь до войны был тартак или лесозаготовка.
Но не все так гладко, не все получается у командира с организацией, дисциплиной в отряде.
Приказ №326 10.12.42 г.
Ввиду того, что за последнее время в отряде начинают пропадать бесследно такие вещи, как патроны, гранаты, капсюль, бинокли и другие виды вооружения и обмундирования, исходя из этого, следует, что в отряде есть отдельные люди, которые занимаются кражей этих вещей.
На основании этого
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Каждому партизану нашего отряда ежедневно проверять запас боепитания.
2. На каждой своей вещи ставить метки, в случае пропажи быстро доложить командиру.
3. В случае обнаружения воровства членами нашего и других отрядов такие люди будут расстреляны.
10.12.1942 года командир
отряда Денисенко.
Приказ №327
Ввиду того, что отряд перешел на зимнее жительство, личному составу необходимо всемерно следить за тем, чтобы наше зимнее расположение не могли разоблачить не только наши враги, но и другие отряды.
Исходя из этого, ПРИКАЗЫВАЮ:
1.В расположении отряда вести себя как можно тише. Стрелять категорически запрещается.
2. Выход и вход в лагерь должен быть маскировочный.
3. Отлучение из лагеря личного состава только по распоряжению командира или заместителя.
4. Каждый партизан должен помнить, что в случае, если кто обнаружит наше расположение, не должен уйти от нас безнаказанно.
5. Являться из отпусков в точно установленное время командиром, следить за тем, чтобы никого с собой не привести (шпика, разведчика и пр.)
6. Не делать дорог из лагеря, т.е. не ходить по одному следу.
За нарушение этих пунктов приказа каждый член нашего отряда отвечает перед личным составом отряда.
Командир отряда
Д. Денисенко.
Заместитель командира.
Нач.штаба А. Фанышев.
ПРИКАЗ №328
Ввиду того, что в расположение отряда за последнее время идет только кому захочется, и ввиду усложненной обстановки караульная служба в отряде не соответствует своему назначению. Часовые не знают своих обязанностей, стоя на посту. Не обращают внимания на прибывающих людей в отряд.
На основании вышеуказанного ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Часовые отряда не пропускают в расположение отряда ни одного человека, кто бы он ни был, партизан или командир партизанского отряда, без разрешения своего командира или его заместителя.
2. В случае неподчинения часовому часовой имеет право стрелять по нарушителю, кто самовольно хотел войти в расположение лагеря.
3. В случае, если часовой пропустит в отряд не члена нашего отряда без разрешения на то командира, часовой несет ответственность по всем строгостям партизанского закона.
Командир отряда
Д. Денисенко.
Нач.штаба А. Фанышев.
7 декабря 1942 г.
Начальник штаба Леша Фанышев погиб 24 мая 1943 г. Из воспоминаний комиссара отряда В.А. Гречаниченко: «Во время боя в деревне Дудки геройски погиб любимец партизан, комиссар нашего отряда лейтенант А.Я. Фанышев. На общем собрании на должность комиссара партизаны рекомендовали меня. Командир Дмитрий Анисимович Денисенко поддержал это предложение. Помимо комиссарских обязанностей, мне пришлось взять на себя обучение командиров взводов огневому делу».
Из партизанского дневника (1942-1944 гг.) В.Хилимонова: «Аўтаматчыкі кінуліся ўперад, як наш камандзір крыкнуў, што Лёню – камісара забілі… Нам усім вельмі шкада свайго камісара. Раніцай паселі на коні і вярнуліся ў сваё распалажэнне. А падвечар на Добрачы хавалі Лёньку. Добры чалавек быў, смелы, але ў баю “цвярозы”. З камандзірам (Дзенісенка) ён добрую пару састаўляў. Ды вось жа трэба, каб так непрадбачна і неспадзявана загінуў. Цяпер камандзіру без яго будзе значна цяжалей. Хаця ён і стараецца не паказаць гэтага па сабе. Ну, што ж: сумуй не сумуй, а змагацца і жыць далей трэба».
Почему я так подробно рассказываю о приказах? Многие современные молодые люди убеждены, что партизанка – лихая вольница, партизанщина в самом худшем ее проявлении. Но архивные документы бесстрастны, они констатируют хронику партизанских будней, где аккуратное делопроизводство является частью внутренней жизни отряда.
Существовала целая система форм отчетности, личная картотека на каждого бойца отряда с целым послужным списком. Кого-то награждали, а кто-то был наказан за нарушение дисциплины, мародерство, пьянство, вплоть до высшей меры наказания – расстрел предателя перед строем. Таковы законы военного времени.