В прошедшие выходные близ Гродно, на аэродроме «Каролино», прошел трехдневный фестиваль авиации. В третий раз мероприятие «Небо выбрало нас» собрало большое количество зрителей от мала до велика.
Крылатые модели
Авиафестиваль в Каролино продолжался три дня. Мы решили посетить его в самый разгар – во второй день. К тому же суббота вышла весьма летной – стояла ясная погода, дождь пошел только к позднему вечеру. Целый день здесь работала выставка авиационной техники. Организаторы удивляли зрителей показательными полетами самолетов, вертолетов, паромоторов, мотодельтапланов. Была и специальная площадка для юных и взрослых инженеров-конструкторов, занимающихся моделированием авиационной техники. Поэтому гул моторов и шум лопастей доносились с совершенно разных сторон. Смотришь, высоко в небе рассекает воздух легкомоторный самолет. Медленно и уверенно по голубой глади скользит вертолет. Маленькие и большие радиоуправляемые вертолеты и самолеты жужжат и суетятся. Мужчины и мальчишки с серьезными лицами следят за своими изобретениями, нервничают. Для них это совершенно не игрушки.
Как в космосе
Поистине завораживающим и самым интересным действом были показательные прыжки спортсменов-парашютистов. Они выполняли фигуры высшего пилотажа, прыжки разной сложности, демонстрируя мастерство в купольной акробатике и приземлении на точность.
Считается, что парашютный спорт у нас в стране один из самых сильных в мире. Белорусские ястребы (именно так называют спортсменов-парашютистов) уверенно конкурируют за первенство с канадцами.
Андрей Царик, для которого парашютный спорт – профессиональное хобби, уверяет, что в этом нет ничего особенно сложного. «Каждый прыжок – это напряженная ситуация, – заявляет он. – На соревнованиях сложнее всего, когда приходится выполнять задачи четко, слаженно и сосредоточенно. Совершать элементы, приземление на точность в свободном падении».
Спортсмены поражали зрителей элементами купольной акробатики. В свободном падении парашютисты выстраивали «Купол», «Колокол», «Веер». Это, можно сказать, предел мастерства парашютного спорта. Ведь помимо хорошей сноровки, парашютисты должны чувствовать друг друга, уметь работать слаженно и четко. Не зря Андрей, за плечами которого более тысячи двухсот удачно раскрывшихся парашютов, сравнивает свое хобби с космонавтикой. «Стихия не прощает халатности. Парашютист, как космонавт, – уверяет собеседник. – Все, чему тебя научили в летной школе, что знают мышцы и тело, голова – это все, что у тебя будет в багаже. В полете время ограничено. Тебе никто не сможет прийти на помощь. Автоматические, отточенные и заученные движения, инструкции спасают в любой ситуации».
Именно поэтому новичкам сперва сложно. 22-летняя Настя Войтулевич, рассказывает о том, как однажды ее занесло на дерево. Стихия в реальной жизни не как кино – она беспощадна и навстречу идет не всегда. В итоге у Насти здоровенные царапины на теле, руке. Но небольшого роста, хрупкая с виду девушка улыбается и сияет. Говорит, это произошло на четвертом прыжке. Сейчас ее цель – юбилейная десятка.
На столь экстремальное занятие родные и близкие спортсменов реагируют по-разному. Андрей, например, признается, что о первом прыжке родителей не предупредил. К слову, тогда ему было 14 лет. Мама узнала позже – отругала, но заниматься парашютным спортом не запретила. «После, – рассказывает парашютист, – когда в лагере «Зорька» отдыхал, тут, рядом с аэродромом «Каролино», сбегал, чтобы прыгать».
Ради ястребков
Несмотря на всю романтику, парашютный спорт у нас особо не популяризируется. Самолеты дорогие. Хорошо хоть в Гродно есть аэродром. Замечательно, что Гродненским областным аэроклубом совместно с управлением спорта и туризма Гродненского облисполкома, ассоциацией любителей авиации Гродно проводится такое массовое мероприятие. И детям, и взрослым в радость. Мир расширяется на глазах, открываются новые горизонты и возможности. Может быть, каждый год после фестиваля «Небо выбрало нас» в рядах юных белорусских спортсменов будет прибывать ястребков.
Фото Яна ХВЕДЧИНА