Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького выступил в Гродно впервые. Гости из далекого Владивостока привезли в город над Неманом два уникальных спектакля, которые, судя по восторженному отклику зрителей, никого не оставили равнодушным: «Tovarich», рассказывающий о жизни русских эмигрантов в Париже, и «Эдит и ее демоны», повествующий о последней любви в жизни легендарной певицы.

 

О выбранных постановках, русском театре и связи Беларуси и России рассказал художественный руководитель Приморского академического краевого драматического театра им. М. Горького, народный артист России Ефим Звеняцкий.

 

– Ваш театр уже выступил в Минске. Теперь состоялся дебют на гродненской сцене. Какие впечатления?

 

– Какие впечатления могут быть, когда ты подарил труппе и себе встречу с другой планетой, которая называется Беларусь? А там, оказывается, есть еще и созвездие – Россия и Беларусь. Излучается свет, который называется театральным. Он освещает лица людей, приходящих в зрительный зал, и ты видишь: ребята, вы свои, как здорово. Поэтому ощущения хорошие, ведь ты приехал к тем, кто ждал, приехал туда, где не был 88 лет. Наш театр никогда, ни в советское время, ни после, здесь не был. Хочу сказать крайне искренне: Гродно – восхитительный город. А если еще и соизмерять свой возраст с возрастом улиц, домов, костелов, синагоги… Я был в очень красивых местах. Теперь мы, преодолевшие десятки тысяч километров от Владивостока, причастны к вашей истории, к этим королям. Но самое главное – это впечатления от зрителя. Можно гулять и дышать воздухом, есть в красивых ресторанах, но зритель на первом месте. Это та благодать, которая отпущена тем, кто занимается театром.

0W1A1864.JPG

 

– Белорусский зритель отличается от российского?

 

– Зрители везде одинаковые, они везде прекрасные, потому что театр делает людей равнозначными. Все мы становимся одной группы крови. Либо ты принимаешь спектакль, либо ты его отторгаешь. Мы живем далеко, но я не могу сказать, что мой зритель значительнее, больше согрет желанием видеть театр. Конечно, могу судить только о тех, с кем я подружился. Надо любить людей, потому что ты служишь им, а они очень благодарны. Кстати, в Беларуси цены на билет значительно ниже. У нас билет стоит три тысячи рублей, это дороже, а самый дешевый – тысячу.

0W1A1869.JPG

 

– Вы как-то сказали: «У артистов миссия паромщиков между нашими берегами – народами». Как думаете, получается устанавливать эту связь?

 

– Если по-прежнему паром, то грустно. Уж хотелось бы быть лайнером. Связь? Мы ей жили и продолжаем жить. Никто не может рукопожатие отменить, когда ты говоришь привет. Я вот из России, а ты из Беларуси. Это по-мужски. Гродно вообще далеко стоит, было какое-то беспокойство: а как здесь, как к нам отнесутся? Посещали дурные мысли, они и оказались дурными.

Немного огорчен тем, что в один из дней не было аншлага. Я тогда начинаю думать: ну чего ж вы, ребята, может быть, пресса, радио, телевидение, реклама, билетное хозяйство… Потом была компенсация: грандиозный прием, согретый аплодисментами и слезами. Кажется, тот самый миг парома приблизился и был принят театром. В Минске мы шли на полных залах, но, конечно, это столица, тут несоизмеримо. В начале чуть-чуть качались, на первом спектакле «Мастер и Маргарита» у нас не было пятидесяти процентов заполнения зала. А после проблемы не возникали.

0W1A1892.JPG

Мы привезли четыре 40-тонных контейнера декораций. Нас 130 человек, три курса студентов, которые в труппе играют все спектакли. Ликование! Мне негоже говорить, я худрук, это мой театр, восхвалять его не хочу. Всегда отношусь с юмором ко всему, что происходит на театральных сценах. Но труппа театра превосходна, и гродненцы это тоже увидели.

 

– Почему были выбраны спектакли «Tovarich» и «Эдит и ее демоны»?

 

– Они менее густо заселены. Мы не могли отправиться в путешествие на две недели в 130 человек. Поэтому после массовых спектаклей «Крейсера», «Мастер и Маргарита» и «Поминальная молитва» отправили половину домой – студентов и часть труппы. А сами отправились со спектаклями, которые уже лет десять идут: «Tovarich» и «Эдит и ее демоны».

Историк моды и телеведущий Александр Васильев – мой товарищ. Еще лет сорок назад я встретил его в одном из городов, где ставил спектакль «Бесприданница», а он был художником. Прошли годы, и вдруг Александр принес мне в театр пьесу «Tovarich», которая прошла на Бродвее, в ней играли все звезды. Пьеса имеет большой успех, в ней заняты народные и заслуженные артисты, хотя эти звания мало что дают. Это стало очень серьезным разговором того самого паромщика, перекличка Беларуси и России. Мы не утратили те чувства, которые делают человека человеком.

0W1A1901.JPG

В спектакле «Эдит и ее демоны» роль Эдит Пиаф исполняет Наталья Овчинникова. Она очаровательно поет вживую, а еще и драматическая актриса. «Эдит и ее демоны» – чувственная пьеса, рождает человеческую страсть и возвышенные чувства. Вот по этим причинам выбрали два спектакля. В репертуаре нашего театра тридцать наименований. Было что выбирать, но в Беларусь привез шесть. Гастрольная поездка очень дорогая, как я понимаю, идет совсем малый возврат денег. Деньги в этой поездке ничего не решают. Нас любят, правительство финансирует. Кстати, губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяка знает театр и любит его, ходит на все наши премьеры.

0W1A1930.JPG

 

– Как родилась мысль посетить Беларусь с гастролями?

 

– Отправиться в Беларусь было задумано года три назад, но реализовать смогли только сейчас. И то, хорошо, что мы прорвались. Проходили тесты, все 130 оказались здоровы, а вот когда должны были состояться гастроли в Санкт-Петербург, 26 больных оказалось.

Эти гастроли связаны еще с человеческими отношениями. Беларусь очень дружна с Приморьем. Наш губернатор дружит с вашим президентом. У нас бесконечные ярмарки белорусских товаров: колбаса, мясо, сало, ткани, лен, яйца, трактора. Это все грандиозный миг общения. Я предлагал сделать Дни культуры Приморского края. В советское время мы уезжали в Москву или другой город, проводились эти самые Дни культуры: выставки, картинные галереи, музеи. Мы все завозили и в рамках гастролей проводили двухнедельное турне-знакомство.

0W1A1952.JPG

Я готов принять Гродненский театр во Владивостоке, дам ему площадку. У нас есть такая программа «Большие гастроли», когда Министерство культуры России полностью финансирует поездку. Например, наш театр принимает Санкт-Петербург, а мы принимаем их. Это большое достижение. Вот, кстати, подписал договор, будем принимать Государственный академический Русский драматический театр им. А. С. Пушкина, а мы отправимся в Якутск.

 

– Как художественный руководитель откуда черпаете вдохновение?

 

– Есть у тебя профессия журналист, ты ее выбрал, это твое призвание. А меня господь бог пометил заниматься театром. Дальше я формулирую, что театр – моя религия, мой храм. А до меня это говорил еще Щепкин: «Театр для актера храм: священнодействуй или убирайся вон». Ты влюбляешься в театр. Как и влюбляешься в женщину, потом ее бросаешь или она тебя оставляет, а театр не предает. Почему? Потому что нельзя в театре предавать. Надо очень любить артистов, тогда они откликаются, сердце тебе открывают, и сцена прозрачная становится. Первый человек в театре – это артист. Не надо надувать щеки, рассказывать, что ты гений. С замиранием садишься за кулисы и все, дирижируешь только сердцем.

Конечно, время останавливает историю, которую ты проживаешь. Начинаешь искусственное дыхание делать, колоть себя дополнительной литературой: Булгаков, Толстой, Чехов, Достоевский. Вот и реанимировался. Главное восполнение – это зритель. Если зрителей будет больше хотя бы человека на три, я буду ликовать. Когда едешь так далеко, ждешь хоть какого-то ответа. Я служу зрителю, это моя история. У нас очень много благотворительности, потому что есть люди социально необеспеченные, есть люди, которым не до театра, им бы заплатить за ЖКХ.

0W1A1947.JPG

Я 45 лет худрук, это много, в стране таких нет. Кроме дедушки Ширвиндта, наверное, и то он не был художественным руководителем столько времени. Не надоело ли? Скажу так: я не устал. Конечно, нужны физические силы, но они рождаются сиюминутно, когда работаешь над спектаклем. Восемь часов репетиций пролетают незаметно. Я ничего не приукрашиваю, потому что выдумать непозволительно в мои годы. В театре не врут, театр не терпит лжи.

Я люблю и исследую русский психологический театр. Не занимаюсь опытами, мне это неинтересно. Я приучаю людей к честности, порядочности, чистоплотному отношению к театру и друг другу. И это происходит. А почему? Потому что у меня сто процентов артистов – выпускники института искусств города Владивостока. А все мои артисты, среди которых народные и заслуженные, – их преподаватели. И студенты с первого курса находятся на практике в театре. И вот мы притираемся друг к другу. Один раз в год беру человека, которого взращивают мои артисты. Шекспир говорил: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». А я еще добавляю: причем в театр идут самые плохие.

0W1A1937.JPG

 

– Какие планы у театра на ближайшее время?

 

– После Могилева мы отправляемся в отпуск. А дальше весь театр впервые в истории ровно на месяц уезжает по Приморскому краю. Повезем 27 спектаклей. Подумал, что надо вернуться к людям, которые не видят и не знают театр. После уезжаем на гастроли в Корею, повезем туда «Анну Каренину», дальше в Хабаровск на фестиваль театров Дальнего Востока. Потом будет Якутск по программе «Большие гастроли», и 1 октября состоится открытие театрального сезона нашего театра.