Состоялась презентация цикла «Гродно: находки и судьбы», – организатором которой стала  Гродненская городская центральная библиотека имени А. Макаенка. Сотрудники библиотеки вместе с историками-краеведами не один десяток лет, шаг за шагом  создают энциклопедию «Гродно». В разделе «Персоналии» рассказывается  о судьбах почетных граждан Гродно. На сей раз презентацию о фотографе Зельмане Карасике подготовил известный гродненский краевед Алесь Гостев.  Гостям было представлено  краеведческое открытие «Знаменитый фотограф из Гродно: почетный гражданин Зельман Карасик». В 1903 году фотограф  был удостоен  звания “Почетный гражданин г. Гродно», награжден медалями «За усердие» на Владимирской и Станиславской лентах.

Фотоснимков самого фотографа, к сожалению, не сохранилось. Так бывает, как в пословице сапожник без сапог – фотограф без фото.

Одно дело смотреть на старинные фотографии с экрана монитора, и совсем другое ощущение, когда держишь их в руках. Фотоснимки размещены на плотном картоне очень хорошего качества. Дореволюционная фотография –  искусство фотографа, литографа и художника.  Самыми распространенными были фотографии формата Кабинетный (Cabinet-portrait) и Визитный («Visit portrait»). Паспартý для них заказывались в типографиях.

Паспартý, на которые наклеивались фотографии, содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах на международных выставках, высочайших благодарностях и прочее.

В паспорте или паспортной книжке подданного Российской империи не было личной фотографии, поэтому в паспартý часто заверялась фамилия владельца, его имя и отчество. Об этой особенности дореволюционной фотографии рассказал доктор исторических наук ГрГУ имени Янки Купалы, преподаватель Сергей Омелько.

В тему

 Групповая фотография стоила 1 рубль 50 копеек, шесть штук «Visit portrait» 1 рубль 50 копеек, «Cabinet-portrait» 4 рубля за шесть экземпляров. Такие деньги могли позволить себе заплатить состоятельные горожане, купцы, аристократия, техническая интеллигенция, военные.