Сегодня, 16 августа, исполняется 145 лет со дня рождения самого известного российского книжного иллюстратора – Ивана Билибина. Вспоминаем его сложную биографию и уникальное творчество.
Начало творческого пути
Иван Билибин родился в семье со старинными купеческими корнями. По настоянию отца будущий иллюстратор успешно окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Параллельно с Иваном там же учились Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Сергей Дягилев, Николай Рерих — ключевые фигуры Серебряного века.
Параллельно с учебой на юридическом факультете Билибин занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а потом у Ильи Репина, поэтому к моменту окончания университета он уже был членом нового объединения художников «Мир искусства».
Уже в 1899 году Билибин нашел свой, «билибинский» стиль, соблюдение которого требовало максимальной сосредоточенности и концентрации. Сначала он рисовал эскиз, жестким карандашом на кальке набрасывал композицию в деталях, потом переносил ее на ватман и заливал акварелью цветовые пятна, четко разграниченные «стальной» контурной линией.
Случайно приехав к приятелю в деревню в Тверской губернии, он создает иллюстрации к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Вернувшись в Петербург, Билибин показал иллюстрации своей обеспеченной тете, которая обратилась в лучшую в России типографию, чтобы издать сборник сказок с иллюстрациями племянника. Билибин за короткое время проиллюстрировал еще четыре сказки, и совсем скоро его книга обрела популярность, а художник заработал славу первого русского профессионала книжной графики.
После этого Иван Билибин отправлялся в этнографические экспедиции, активно иллюстрировал сказки, попробовал себя в качестве театрального художника и принимал участие в издании сатирического журнала «Жупел».
Личная жизнь и эмиграция
Со своей первой женой Марией Чемберс Иван Билибин разошелся через 9 лет брака: жена не выдержала губительное пристрастие мужа к алкоголю и вместе с детьми уехала из России. По этой же причине в 1917 году распался и его гражданский брак с Рене О`Коннель.
Октябрьскую революцию Иван Билибин встретил в Крыму, где безответно влюбился в жившую по соседству Людмилу Чирикову. В конце 1919 года иллюстратор отправился за возлюбленной в Новороссийск, откуда в 1920 году в Константинополь эвакуировали раненых бойцов Добровольческой армии. Для гражданских английское правительство предоставило пароход, куда попал Бибилин с Людмилой и ее сестрой. Так Иван попал в Египет.
Благодаря бывшим царским дипломатам Иван познакомился с первыми местными заказчиками, и уже скоро он активно работал в Каире. Людмила каждый день приходила в мастерскую помогать художнику с заказами. Билибин написал иконостас из трех икон для православной церкви Св. Пантелеймона, рисовал много портретов и пейзажей, фотографировал, во время египетских гастролей балетной труппы Анны Павловой сделал для нее эскизы костюмов и декораций.
Ивану нравилась жизнь в Египте, однако весной 1922 года Людмила Чирикова вместе с сестрой уехала в Европу к родителям, и иллюстратор снова остался один. Именно в этот момент ему пришло письмо бывшей ученицы Александры Щекатихиной, в котором она искреннее рассказала о смерти мужа и о тяжелых условиях жизни в России. Ивана это письмо так растрогало, что он предложил Александре выйти за него замуж, и она согласилась. Новая жена Ивана работала художником-керамистом на Государственном фарфоровом заводе, поэтому она оформила от работы командировку в Германию и к февралю 1923 года вместе с сыном добралась до Египта. В Каире она продолжила активно работать художником-керамистом.
Благодаря появлению Александры Билибин практически перестал пить и начал активно работать. Несмотря на любовь художника к Каиру, жена настояла на переезде в Париж в 1925 году. Семья хорошо жила и много зарабатывала, но вскоре мода на русских художников вместе с деньгами ушли, и Иван разочаровался в жизни в Европе, снова запил и захотел вернуться в Россию.
Возвращение в СССР
В 1935 году Иван Билибин получил гражданство СССР благодаря созданию панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже. В 60 лет иллюстратор вместе с семьей вернулся в Ленинград, где сразу был тепло принят: оформил оперу «Царь Салтан», стал профессором графической мастерской, получил степень доктора искусствоведческих наук.
Иллюстратор встретил войну в Ленинграде, но отказался покидать блокадный город и переселился в общежитие Академии художеств, так как его дом был разрушен. Там он и умер от истощения в ночь на 7 февраля 1942 года. Так и закончилась сложная жизнь талантливого художника, изменившего представление об иллюстрациях к сказкам.