Пару лет назад у нашей постоянной читательницы Нины Гуниной появилась старая книга, которой, предполагает женщина, лет сто, не меньше. Как она называется и когда точно была издана, неизвестно: обложка стерта, титульного листа нет, страницы рассыпаются в руках. Вот бабушка и забеспокоилась, как спасти книгу.
 
Сердцем хранимая
 
Нине Георгиевне – 77 лет. Всю жизнь она трудилась: была дояркой, с мужем держали большое хозяйство. И всё равно находила минутку для чтения. Сейчас тоже любит читать, хоть зрение, конечно, уже не то. К книгам всегда относилась бережно. Это видно даже по тому, с каким трепетом берет старое издание в руки, как аккуратно перелистывает пожелтевшие страницы…
 
Эту самую книгу, которую она называет старинной, Нине Георгиевне пару лет назад привез сын. Она принадлежала дочкиной свекрови. Та была человеком набожным. 
 
Свекрови нет уже лет тридцать, а книга сохранилась. Вот и я хочу ее сберечь. Пригодится ли кому, не знаю, но выкинуть рука не поднимается. Я так понимаю, это какая-то старинная библия, – рассуждает собеседница. – Язык не чисто русский, да и страниц многих нет, но здесь описаны библейские сюжеты. Картинки цветные…
 
Нина Георгиевна предполагает, что книге этой как минимум 115 лет. Женщина уверяет, что на одной из страниц ручкой была указана дата «1905», а на другой странице от руки было начертано «18 ст.».
 
– Можа, васемнаццатае стагоддзе? – прикидывает бабушка. 
 
Но этих страниц мы не нашли. Зато на другой  разглядели надпись простым карандашом – «1905». Там же и другие карандашные записи. Возможно, их сделала прежняя хозяйка? Остается лишь догадываться.  
 
Что интересно, страницы расположены не так, как мы привыкли. Обычно они перелистываются справа налево, а здесь наоборот. Кстати, встречаются и такие, что пронумерованы одинаковой цифрой. 
 
Насколько уникально издание и какова его ценность, пока можно лишь предполагать и догадываться. Но для Нины Георгиевны оно в любом случае ценно. Сама пыталась ее реанимировать – складывала странички в нужном порядке, насколько это возможно, склеивала скотчем… Но это оказалось непросто, странички настолько хрупкие, что даже рассыпаются в руках... 
 
 
Сначала – атрибуция 
 
За консультацией мы обратились в Гродненский государственный музей истории религии. Заместитель директора Олег Рыбак порекомендовал первым делом провести атрибуцию издания. Данная процедура позволяет определить место и время создания предмета, принадлежность его к конкретному историческому периоду, художественному направлению и так далее… Сделать это можно и в музее, подсказывает Олег Александрович.  Сегодня граждане не так часто обращаются в Гродненский государственный музей истории религии, чтобы «узнать книгу».   
 
Научной обработкой книг, их исследованием занимается старший научный сотрудник Сергей Козуля. Помимо прочего, зачастую он может определить по особенностям оформления (заставкам, концовкам, инициалам и т.д.) время и место издания. В большинстве случаев это позволяет говорить и об авторстве.
 
 – Всё зависит от предоставленного издания, – вводит в курс дела Олег Рыбак. – Бывает, например, если это книга XVII-XVIII веков, наши специалисты даже могут сразу определить, в какой типографии она печаталась. У нас работают профессионалы, иногда им достаточно пары минут, чтобы понять, какой экземпляр держат в руках. Конечно, встречаются и более сложные случаи. Когда разрушена обложка, отсутствуют титульный лист и часть страниц, тогда требуется более глубокая и длительная работа. Но всё равно удается докопаться до истины.
 
Конечно, дистанционно, не видя книги, ни один специалист не возьмется предположить, что это за издание. Единственное, по словам Олега Рыбака, наличие цветных иллюстраций в книге нашей читательницы Нины Гуниной, вероятнее, так называемых хромолитографий, свидетельствует о том, что издание увидело свет не ранее второй трети XIX века.  Старопечатная литература, к слову, датируется по-разному, чаще всего –  XV – первая треть XIX века.  
 
В Гродненском музее истории религии реставрируются иконопись на доске или холсте, мелкие повреждения деревянной скульптуры, изредка – изделия из металла. Этим занимается художник-реставратор Владимир Кислый. Книги в музее не реставрируют. 
 
Реставраторы Гродненского музея истории религии пока бумагой тоже не занимаются, рассказала заместитель директора по научной работе Олеся Савчук. Реставрируют изделия из дерева, металла, керамики и много другого, но не книги. Книжный фонд поддерживается в надлежащем состоянии собственными силами.
 
– Что касается книги вашей читательницы, то, несомненно, радует такое бережное отношение к изданию, – отмечает Олеся Савчук. – Ведь сегодня, к сожалению, многие, получив в наследство хорошую библиотеку, просто выбрасывают ее. Даже если атрибуция покажет, что это не уникальное издание, спасти его можно и нужно. Главное, не испортить колорит и ценность книги современным переплетом.
 
Так где же отреставрировать книгу? Подсказали в Гродненской областной научной библиотеке имени Е. Карского. Как сообщила директор Марина Игнатович, услуги физическим лицам по ремонту и реставрации книг оказывают в Национальной библиотеке Беларуси.  Желающим необходимо обращаться в отдел реставрации и консервации библиотечных документов. 
 
К слову, сегодня есть немало частных фирм, которые предлагают восстановить книгу. В одной из них нам рассказали, что это будет стоить от 17 рублей (речь идет о книге формата А5). В стоимость входит  скрепление всех страниц металлическим каналом, переплет в твердой обложке.  Плюс дополнительно можно заламинировать страницы с одной стороны, если они очень хрупкие, и выполнить восстановление, максимально сохранив внешний вид обложки.