Истоки вдохновения
Наталья Федина
Уже долгие годы работу в газете я называю любимой. Она открыла мне двери в театральные гримерки, на спортивные арены, благодаря ей я познакомилась со многими интересными людьми.
Это так замечательно, когда по утрам тебя ноги несут на работу. Если любишь свою профессию, то и по вечерам, выходным работаешь с удовольствием. Я лично достаточно часто возвращалась домой часов в десять вечера после хоккейного матча или спектакля и взятых после них интервью у спортсменов и актеров. Причем приходила вдохновленной. Это тот случай, когда работа и есть хобби. И благодаря ей воплощаются в жизнь мои мечты.
Помню, как в школьные и студенческие годы вела статистику выступлений белорусских национальных сборных по футболу и хоккею. И вот я уже беру интервью у Александра Глеба, Руслана Салея, Андрея Мезина, Олега Антоненко, Эдуарда Занковца… Это ли не чудо? А вот о том, каково быть многодетным папой, рассказывают молотобоец Иван Тихон и лыжник Сергей Долидович. Делятся секретами спортивных побед гребцы Александр и Андрей Богдановичи, фигурист Алексей Ягудин. Поясняет, почему из спортсменки превратилась в певицу, Ольга Барабанщикова.
Думала ли я, будучи школьницей, когда в очередной раз смотрела свой любимый «Служебный роман», что спустя годы пообщаюсь в театральной гримерке с Лией Ахеджаковой или увижусь с Ириной Муравьевой из «Карнавала»? Интересно было узнать о жизни и работе из уст Нелли Уваровой, Ольги Ломоносовой и Григория Антипенко – звезд телесериала «Не родись красивой», Александра Носика («Возвращение Мухтара»), Дмитрия Исаева («Бедная Настя)», Бориса Смолкина («Моя прекрасная няня»), Андрея Соколова, Елены Прокловой, Аристарха Ливанова, Гоши Куценко и других.
Помню, как подростком радовалась, когда слышала по радио или видела по телевидению выступление «Ласкового мая», покупала одноименную газету и заказывала книги «Зима в стране «Ласкового мая». И вот уже Андрей Разин стоит рядом, отвечает на мои вопросы. Как и Бари Алибасов, продюсер другой группы, «На-На», которая очаровала своими песнями тысячи женщин.
А сколько интересной и полезной информации узнаешь из общения с людьми, причем не только на пресс-конференциях. Чувствуешь, как обогащаешься, лучше ориентируешься в самых разных сферах. Профессия так глубоко проникает в тебя, что уже и на отдыхе ты не можешь ее отпустить. Помню, как в Алуште снимали сериал «Исцеление любовью». Мимо пройти не могла. В итоге – интервью на полосу с режиссером Батой Недичем. Или взять экскурсии в Киеве, Венеции, Будапеште, Сочи. Слушала рассказы гидов и знакомила с ними читателей. Ведь желание поделиться чем-то интересным, что узнала, уже у меня в крови. Общаясь за рубежом с местными жителями, также держала в руках блокнот, ведь они расскажут то, о чем больше нигде не узнаешь…
Побывала на балу в Мирском замке и чемпионате мира по хоккею в Минске – впечатления легли на бумагу. Футбольный «Неман» едет играть золотой матч в Борисов с БАТЭ? Ну как же не поддержать свою команду на трибунах? Сборная Беларуси по футболу играет с Нидерландами? И я уже на матче. Как сейчас помню ту пресс-конференцию с главкомом гостей Диком Адвокаатом. БАТЭ играет с «Баварией»? Прекрасно, есть повод еще раз съездить в Минск. Та знаменательная победа борисовчан со счетом 3:1 над звездным составом соперника (играли Мануэль Нойер, Жером Боатенг, Филипп Лам, Франк Рибери, Бастиан Швайнштайгер) запомнится надолго. И ничего, что нужно было возвращаться в Гродно на поезде ночью. Зато после таких вояжей на эмоциях всегда удивительно быстро пишутся репортажи.
Пропавшая грамота
Андрей Мякиш
Журналистика одна из немногих творческих сфер, где индивидуальность и талант каждого не противоречат духу коллективизма.
А профессиональный праздник вообще отличный повод, чтобы на корпоративе коллегу с вечно потухшими глазами похлопать в курилке по плечу и сказать твердо:
– Вчера ночью прочитал твой очерк и понял, что ты гений, мой друг!..
И другу, действительно, в кои-то веки не помешало бы зажечь взор и хотя бы номинально признать себя публицистом. Не повредит... Гораздо хуже, когда в литераторы метит какой-нибудь главный технолог или заместитель начальника, досконально разбирающийся в вентилируемых фасадах, например, но плохо помнящий орфографию.
Кабинет главного специалиста, к которому пришел, чтобы сделать рекламный текст, по обилию дизайнерских кирпичиков на стене, диванчиков, сувениров, чашек, журналов и бумаг напоминает скорее мастерскую беллетриста в стиле лофт, но уж точно не инженера. Пока хозяин его рассказывает об элементах строительного декора, рассматриваю на столике почетные грамоты сотрудников предприятия: бумага с шелкографией, роскошный багет… Замечаю ошибку – «Ивановой Анастасие Михайловне…» Что ж, бывает! Дорогую бумагу жаль, но грамоту ребятам придется переделать.
– Тут это… Исправить бы надо, – дождавшись паузы, постукиваю ручкой по стеклу.
– Хм-м... Правда? – сомнение на лице специалиста сменяется уверенностью. – Да нет, всё верно – это исключение из правил.
Признаваться в своих ошибках трудно, но необходимо, и я со стыдом вспоминаю, как любил подремать на лекциях по русскому языку. Бред, думаю, – такую очевидность проспать невозможно… Пока рефлексирую, главный специалист вызывает помощницу. Забегает разбитная секретарша: разрез – вперед, волосы – назад. Вид у нее еще чуточку ошалевший после вчерашней гулянки, но тоже уверена в себе. Отточенным ноготком – тук-тук-тук – загуглила на смартфоне:
– Wi-Fi глючит! Но всё равно правильно, родительный падеж – «кому-чему». Раз «Михайловне», то и Анастасие…
«Спокойно, – подбадриваю себя. – Сумасшествие – еще не самое худшее, что может статься с человеком, есть еще мучительная смерть от дизентерии, в конце концов». Специалист смотрит на меня с усталым видом просветителя, принесшего первую книгу в Тмутаракань.
Как в знаменитом телекабачке, появляется пан Директор. Он благодушен после обеда, милостиво готов сказать что-нибудь от себя.
– Ну как, роман будем писать или сразу трилогию?
– Мы тут заспорили, Виталий Николаевич, – с олимпийской улыбкой главный специалист кивает начальнику на роскошный наградной документ.
– Есть такая повесть у Гоголя – «Пропавшая грамота». М-да… – после паузы произносит директор и уже раздраженно, поставленный в неловкое положение дремучестью подчиненных, бросает: – Чего спорить? Переделывать надо!
Помощница очаровательно хлопает глазами:
– А как?
Зря она это спросила... Директор, не сдержавшись, в изысканных выражениях посоветовал ей поскорее уйти в декретный отпуск от сторожа, для изучения падежей взять туда же с собой главного специалиста, а иначе он всех их отправит в сборочный цех, откуда они смогут выйти только в пленочной упаковке.
А в конце добавил просто убийственную, расстрельную фразу:
– У меня жена тоже (там-тарарам!) – Анастасия!
Рекламный материал я настрочил даже веселее, чем думал. Когда уточнял последние детали, не выдержал и вкрадчиво спросил у директора:
– Как поживает Анастасия Павловна?
На что услышал в трубке сдержанный смешок и предложение выпить по рюмочке, «чтоб забыть этот позор навсегда».
Но в профессии стремишься забыть только плохое… Дорогие коллеги, с праздником вас!
Пилюля от страха
Юлия Еремеева
Ноги подкашиваются, ладошки потеют, а во рту предательски пересыхает. Именно в таком состоянии лет 10 назад я ехала на свое первое самостоятельное журналистское задание.
Помню, проходила тогда производственную практику в газете «Глос з-над Немна». Редактор издания поручила мне взять интервью у директора Гродненского зоопарка. До этого доводилось писать лишь небольшие информационные заметки, делать всевозможные опросы да в рейд с участковым по малозастроенной Ольшанке совершать.
Ехала я в тот день на автобусе № 3, сидя у окошка, и с волнением вглядывалась в дождливую улицу. Проехать оставалось всего пару остановок, а я уже начинала подумывать, как бы мне сбежать со встречи. Может, сказаться больной? Или прикинуться дурочкой, мол, перепутала дату встречи? Но, к моему счастью или наоборот, совесть у меня еще та – съела бы меня за ночь. В общем, взяла себя в руки и буквально выпихнула из автобуса.
Как дошла до зоопарка – не помню, очнулась лишь под вопросительным взглядом сохатого, который, вероятно, недоумевал, почему я стала у его вольера как вкопанная с ошалелыми глазами. Минут десять собиралась с духом, делая вид, что с любопытством разглядываю информационные таблички, прежде чем направиться к директору. А там уже произошла, наверное, журналистская магия: руки перестали дрожать, голос стал решительнее. Интервью состоялось, как говорится, без сучка и задоринки, а вся ситуация в целом стала своеобразной пилюлей от профессиональной неуверенности.
Живой подарок
Ирина Чеботаревич
Работа журналиста – это постоянное общение с людьми. Во время интервью вы, порой, так проникаетесь историей собеседника, что кажется, давно с ним знакомы.
Часто результатом плодотворной беседы оказывается не только хорошая статья, но и какой-нибудь подарок. Даже за мою еще недолгую практику в журналистике можно собрать целую коллекцию приятных мелочей от интервьюируемых. Например, талантливая мастерица подарила мне прекрасный ловец снов, который уже несколько лет висит у меня над кроватью. А в детском саду на память презентовали пряничный домик. Сладость, конечно, я сразу разделила со своими коллегами, но приятные воспоминания и фотография подарка остались. Дарили брошки ручной работы, подписанные книги и даже билеты в театр, но один подарок запомнился мне больше всего.
На втором курсе университета у меня была практика на местном телевидении. Одной из моих первых съемок стала сельскохозяйственная ярмарка. Для красивого кадра оператор предложил подойти к прилавку с рыбой и поговорить с продавцом. Пока он воплощал свою задумку в жизнь, мы мило поговорили с продавцом: и про погоду, и про учебу, и про секреты приготовления вкусной рыбки. В общем, за несколько минут неспешного разговора оставили друг о друге положительное впечатление. Услышав команду оператора, я попрощалась с продавцом и пошла дальше по торговым рядам. Спустя пару метров меня догнал тот самый мужчина и с довольной улыбкой вручил пакет. А там… трехкилограммовый карп! Лежит себе в пакете, хвостом бьет. «Берите, это от чистого сердца», – резюмировал продавец. Таким подарком, конечно, завоевать можно любую девушку.