21 марта театры кукол во всем мире отметили профессиональный праздник. Гродненцы к этому событию выставили своих кукол на подоконники в домах. А корреспондент «Перспективы» узнавала о театральных героях, которые оживают на сцене.

В Гродненском театре кукол наберется около полутысячи персонажей из поролона, дерева, пластика и папье-маше. Марионетки, перчаточные и тростевые фигуры ожидают на костюмерных полках своего выхода на сцену. 

Как рассказала актриса Гродненского театра кукол Людмила Павловская, старожилами сцены считаются герои постановки «Василиса Прекрасная». Красивая Василиса, худая Меланья и дородная Анфиса выглядят как юмористические персонажи. И хотя этим куклам около 30 лет, на пенсию они не собираются:

– Раньше фигуры делали более добротными. Этим объясняется их долгая жизнь, – считает собеседница.

Правда, и вес старых экземпляров доходил до трех килограммов. При этом кукла должна ходить, кивать головой, сжимать пальцы, открывать рот. И еще к тому же горевать и радоваться. А эта задача для кукловода считается трудной до сих пор.

– Несмотря на то, что вес фигур уменьшился вдвое, механика осталась прежней. Представьте, к кукле приделаны семь тростей и всеми надо управлять одновременно, чтобы обеспечить движение персонажа. Нагрузка идет на разные группы мышц актера: от кистей до поясницы. Так что качаться приходится постоянно, – шутит Людмила Павловская.

Куклы в Гродно делают пять мастеров. Над созданием образа работает весь коллектив. Эскиз нового персонажа выполняет художник. Чертеж обсуждается худсоветом. Затем актер не раз заходит в мастерскую, чтобы привыкнуть к своему герою:

– В оптимальном случае происходит слияние актера и куклы. Ведь оживляет фигуру именно человек. Он вкладывает в нее характер, мысли и идеи. Бывает, образ не нравится кукольнику. Допустим, он кажется ему слишком зловещим. Тогда актер старается добавить веселый ракурс персонажу. Детей и вовсе не надо пугать. Баба-Яга хоть и выглядит злой, но ее можно показать юморной. Ведь добро всегда побеждает зло, – считает актриса.

Мастерство актеров-кукольников становится очевидным, когда они берут в руки марионетки без ярких черт лица. Шаблоны оживают и уже становятся носителями идеи. Так, к примеру, происходит в спектакле «Сон в летнюю ночь». Бывают и экспериментальные решения: допустим, кукла из проволоки, двухметровая фигура или огромные куклы-головы в стиле модерн. К слову, самым ярким исторически стилизованным нарядом может похвастаться кукла Барбары Радзивилл.

Актеры как люди суеверные считают, что ссориться с куклами не стоит. Они не любят играть злых кукол, ведь можно накликать беду.

– Если у меня произойдет ссора с актером, то его кукла может мне отомстить. Могу за нее зацепиться, оступиться, а то и вовсек разладится игра в постановке, – рассказывает о театральных байках Людмила Павловская.

Она хранит куклу из своего первого спектакля, который сыграла в Могилевском театре сорок лет назад. Полосатое животное, сидящее у изголовья кровати на тумбочке в спальне, напоминает ей о роли мамы-тигрицы в «Тигренке Петрике».

– Сыгранные тобой куклы становятся друзьями и телохранителями, – уверена она.

Фото носит иллюстративный характер