Иногда нужно очень сильно постараться, чтобы в маленький промежуток времени получить все удовольствия сразу. Но если вы соскучились по чему-то очень доброму, интеллектуальному, полезному и «вкусному» во всех пониманиях этого слова, отправляйтесь в Гродненский театр кукол на коучинг-спектакль «Ванильное мороженое с лимоном».
Это очень атмосферно, легко и вместе с тем глубоко. Это мудро и современно, красиво и символично. Это способ продлить лето, «схватить его за хвост» и еще немного наслаждаться самыми яркими моментами. «Ванильное мороженое с лимоном» – интересная режиссерская работа Александра Енджеевского и именно его интерпретация известного многим произведения Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».
О сюжете
Действие происходит в маленьком городке в американском кафе 30-х годов прошлого века. Здесь встречаются 30 летний мужчина Билл Форестер и 95-летняя женщина мисс Элен Лумис. Несмотря на столь значительную разницу в возрасте, они оказываются родственными душами. Мужчина и женщина проводят друг с другом много времени. Однажды Элен сообщает, что написала особенное письмо. Если Билл его получит, это будет означать, что Элен больше нет. В шутку дама незадолго до этого просит Билла не задерживаться «здесь» слишком долго. Элен верит, что в следующей жизни, «на следующем круге» они могут встретиться и быть счастливы вместе.
Кстати, действие спектакля начинается в зрительном зале, а не на сцене. Актеры спрятаны среди зрителей. А зрители в процессе становятся актерами. Они не просто наблюдают за действием, происходящем в кафе, но как бы присутствуют при этом, становятся свидетелями происходящего.
Об интерпретации
Герои спектакля часто говорят цитатами из оригинального произведения, так тонко отражающего ценность простых вещей. Всего лишь небольшой эпизод произведения: «Возьми лето в руку, налей лето в бокал – в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток, поднеси его к губам – и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето…». Но разве это не прекрасно?
– В спектакле почти весь текст оригинальный, как у Брэдбери. Но да, отдельные монологи я разбил на диалоги. Некоторые детали, эпизоды поменяны местами. Есть дополнительная сюжетная линия, – говорит Александр Енджеевский, выступивший и как режиссер, и как актер одновременно. – Почему Брэдбери… Во-первых, мне понравился «матерьял». Во-вторых, когда читал текст, то сразу увидел актеров, которые это сыграют.
К слову, спектакль играют два состава. Александр Енджеевский выступает в роли главного героя в обоих случаях. Кроме него, задействованы две пары актеров: заслуженная артистка Республики Беларусь Тамара Корнева с Настасьей Сухоносик и Светлана Бобровская с Виталием Леоновым.
– Два разных состава – по восприятию, как два разных спектакля. В каждом случае зритель увидит отличающуюся игру, иной авторский подход и видение, – уточняет режиссер.
О символичности
В театре кукол, где на сцене одновременно присутствуют актеры-куклы и актеры-люди, очень много символичного. Так маленькие деревянные домики в постановке символизируют дом, уют, семейное благополучие. Чемоданы – путешествия и свободу перемещений. Однако в премьерной постановке мы видим не просто символы, но и определенные маркеры, связывающие прошлое и настоящее, классическое и современное.
– История циклична. В спектакле много перекликаний с современным миром. Например, электрическая машина. Сейчас говорят, что люди пересаживаются на электромобили. А вы знали, что первый электрический самокат придумали в 1925 году и он ездил по улицам Нью-Йорка? Сегодня мода меняет гардероб мужчин и женщин. В ведь это тоже было. В 1928 году был всплеск феминизации. Тогда женщины носили мужское платье, а мужчины наоборот, – говорит режиссер.
В процессе спектакля чемоданы, как матрешка, появляются один из другого и складываются в пирамиду. И если проанализировать слова и действия героя, то все собирается в пирамиду Маслоу, где по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. И сразу становится понятно, почему премьерная постановка обозначена как коучинг-спектакль.
– Коучинг – это обучение, наставление. И я как режиссер посредством этого спектакля хотел бы научить некоторым вещам. При этом нет прямого посыла к тому, как поступать. Я хочу подтолкнуть людей к принятию каких-то решений, к новому взгляду на жизнь, – говорит Александр Енджеевский.
По задумке режиссера, после окончания спектакля запланирована встреча со зрителем, обсуждение увиденного на сцене и ответы на вопросы. Это также способ сделать спектакль интерактивным, идущим в ногу со временем.
Вместо эпилога
– Это спектакль о надежде, о вере в будущее. Что до любви, то любовь вечна. И да, я верю в переселение душ. И в то, что смерть не окончание, а начало. Круговорот существует. Я в это верю, – подытоживает режиссер.
«Хотите начать новую жизнь?», – спрашивает Билл Форестер у зрителей и сразу отвечает: – Для этого достаточно произнести всего два слова». Конечно, каждый хочет узнать, что это за слова, получить волшебный рецепт счастья, подсказку верного пути.
Приходите на премьеру, вспоминайте мгновения лета и возможно, вы найдете в себе нечто особенное. Такая возможность у гродненцев и гостей нашего города будет 8 сентября.