В Житомле Гродненского района знают, как гуляли свадьбу наши предки. Старинный обряд показывают для сельчан, туристов и телевизионщиков. Об аутентичной церемонии и нюансах таинства «Перспективе» рассказала хранительница традиций, руководитель народного театра «Матулiна песня» Тереса Адамович.
 
Тереса Антоновна с участниками театра воссоздает элементы свадебного обряда с 2000-х годов. Объясняет, что «вяселле» – это опера, материал сложный. Традиции режиссеру передавали старожилы Житомли. Сегодня в постановках участвуют около трех десятков человек. Это постоянные участники театра и приглашенные сельчане.
 
В старину по-разному искали пару. Молодые люди могли сами познакомиться и понравиться друг другу. Это было редкостью. Как правило, устраивали судьбу детей родители. Приданное в 10 гектаров земли свидетельствовало о том, что девушка в любом случае выйдет замуж. Иногда положение девицы спасал брат – завидный жених. В таком случае на нерадивой сестре женился родственник счастливой невесты, – рассказывает Тереса Адамович. 
 
В большинстве случаев браки совершались по расчету, но родительскому. Женихи, как правило, покорно принимали этот выбор. А вот девушки могли устроить бунт. За это их били отцы, но всё равно выдавали замуж. Интересно, что такое положение вещей бытовало даже в советское время.
 
В сваты ездили родственники жениха – преимущественно мужчины. В группе шутили: «Вот у нас есть бычок, есть ли у вас телочка?» Они нахваливали кавалера. Но могли получить отказ. По этой причине практиковали «запытанне», когда засланный родственник спрашивал у невесты ее расположение. Тереса Антоновна помнит случай, когда к девушке свататься приезжали 25 раз. К слову, выкатывание тыквы сватам в качестве отказа в Житомле не практиковали. 
 
До свадьбы происходила помолвка. Сват, как правило, связывал руки молодых людей рушником. Это означало, что у жениха и невесты назад дороги нет. 
 
Перед свадьбой в доме молодой пекли каравай. Невеста готовила наряд, пела песни с подругами и плакала. Сто лет назад она надевала на праздник самотканые юбку и блузу. Наряд был не белым. 
 
Все песни невесты пронизаны грустью и печалью. Девушка не знает, что ждет ее в замужестве и в чужом доме, – поясняет фольклорист.
 
Раньше гуляли две отдельных свадьбы. После венчания накрывали столы в доме молодой. Это происходило обычно в субботу. 
 
В воскресенье в обед родители жениха посылали в дом невесты своих ушлых родственников, часто переодетых цыган. Они должны были набрать побольше добра из дома невесты. Замешкавшись, хозяева могли лишиться кур или домашней утвари. Мелкие кражи объясняли тем, что берут молодую на полное обеспечение.    
 
К вечеру молодые с дружками приезжали в дом к жениху. Это один из важных бытовых обрядов.
 
Люди жили бедно, а на свадьбах была возможность подзаработать. Молодых встречало два кордона: со взрослыми сельчанами надо было расплатиться алкоголем, а с детьми – конфетами. Молодая с иконой становилась в посудину с крышкой, в которой замешивали хлеб. Так она доказывала свою невинность. Грешная невеста этого себе не позволяла, в ответ свекровь могла налить ее матери пива или лимонада в дырявую чашку в конце вечера, – рассказывает Тереса Адамович.
 
Об особом уважении к молодой свидетельствовала застланная льняным полотном дорожка у дома. Она была на вес золота. Его могли украсить россыпью цветов. 
 
Перед входом в дом молодую «подковывали»: кузнецы забивали символические гвозди в обувь, чтобы девушка порхала и всё успевала. Свекровь три раза осыпала пару зерном, чтобы сытно жилось. 
 
Все яства для застолья привозила невеста. Она накрывала на стол сотканные скатерти. С десяток изделий доказывали трудолюбие молодой жены. Свекрови невеста дарила юбку и блузу, а свекру – рубашку с поясом. 
 
В конце вечера свекровь снимала с невесты венок и повязывала платок, символ замужней женщины. 
 
Еще в 80-х и 90-х годах прошлого века проводили свадьбы по старинному обычаю. Теперь люди используют элементы обряда как шутку для того, чтобы повеселиться. К примеру, молодые пары живут до бракосочетания совместно год-два, нет смысла доказывать невинность. Самотканые изделия стали традицией, сейчас всё можно купить в магазине. Да и эмансипированные невесты не идут в чужой дом,  не терпят над собой контроля новых родственников, – заметила Тереса Адамович.