Какую роль в ее судьбе сыграл Юзеф Пилсудский? Сложно ли «обшивать» местную творческую интеллигенцию? И считает ли она себя модницей? Об этом Ядвига Станиславовна поведала «Перспективе».
В третьем поколении
– Тому, что из поколения в поколение в нашей семье кто-то увлекается шитьем, мы обязаны… Юзефу Пилсудскому. Польский маршал часто проезжал через Новую Руду, где родился мой дедушка: говорят, наведывался к любимой женщине в Друскининкай. Пилсудский обратил внимание на семейство с тремя дочерьми и семью сыновьями и решил помочь ему. На эти деньги моему дедушке и одной из его сестер купили швейные машины. Хотя дедушка связал свою жизнь с железной дорогой, в свободное время он шил брюки и кожухи близким и сельчанам с других хуторов. Мою маму, старшую из детей, когда чуть подросла, тоже отдали в подмастерья. Она была знатной портнихой – пусть и не по профессии.
Я, как и многие девочки, первые наряды шила для кукол. Мама рассказывала, что в детстве даже пустила в расход ее блузку. Так что вопрос «Кем стать?» передо мной не возникал. После окончания профессионально-технического училища № 74 бытового обслуживания населения я восемь лет трудилась портной верхней женской и мужской одежды в ателье «Элегант» – на то время лучшем в городе. Когда вышла замуж и родилась дочка, мы переехали к моим родителям в Поречье. Через три года пришлось задуматься: искать няню или увольняться.
Много лет я посвятила воспитанию дочери. А потом бывшая директор клуба Лариса Казмирчук устроила меня сюда. Сначала я убирала кабинеты, а позже стала хозяйкой костюмерной.
До последней пуговки
– Я пришла не в пустую комнату: благодаря Ларисе Григорьевне тут висели отслужившие свое театральные костюмы, наряды из проката одежды, которые вышли из моды или потеряли вид. Какие-то вещи и ненужные кусочки ткани приносили жители.
Когда я только начинала, думала: «Боже! Как не запутаться, где что находится?» Но спустя год уже легко ориентировалась. Развешиваю костюмы по тематике. Например, у окна – народные, в середине – танцевальные, в углу – военные, а на стойке повыше – драматические. То, что используется пару раз в год, складывается в коробки и уносится на длительное хранение.
В костюмерной всегда найдутся дела. Я то сижу за машинкой, то чищу и латаю вещи. Если правильно ухаживать за сценической одеждой, она и пятнадцать лет прослужит. Поэтому до последнего борюсь, чтобы костюмы лишний раз не надевали на репетиции. Вот такая вот жадина (смеется).
По ведомости у нас 283 костюма. Но это не означает, что каждый предназначен только для конкретной постановки. Не трогаются разве что народные костюмы. Остальные всё время перешиваются. Вот эти пышные красные юбочки для танца «Маков цвет» я превращу в хвостик и плавники рыбки. Потом их нужно будет аккуратно отпороть и использовать для другого номера. Так что если посчитать всё количество сшитых и переделанных костюмов, их окажется больше тысячи.
Методом проб и ошибок
– Многие думают, что костюмер создает весь гардероб от начала и до конца. На самом деле он только стирает, гладит и ремонтирует наряды. Но в сельских домах культуры костюмер – еще художник-модельер и закройщик в одном лице. Впервые столкнувшись с тем, что нужно придумать костюм, я была в панике: меня же учили портновскому делу. О конструировании одежды знала только в теории. Еще работая в ателье, хотела поехать на курсы закройщика-модельера в Ригу. Уже документы были оформлены, однако не сложилось. Не жалею об этом, но чувствую, что не хватает опыта. Поэтому каждый раз мне немного боязно браться за работу. Вдруг не справлюсь?
В последние годы наш театральный кружок ставит немало постановок. Бывает, нужно подготовить костюмы для персонажей в короткий срок. И тогда уже не считаешься со временем. К счастью, костюм возникает не только в моем воображении. Я обязательно присутствую на репетициях или обсуждении: тогда понимаешь, что от тебя требуется. Очень благодарна за подсказки коллективу центра культуры. Помогает и муж.
Когда появляется идея, долго думаешь, как ее воплотить. Перебираешь в уме цвета, фактуры, ткани. Из дорогого материала даже вещи простого покроя смотрятся эффектно. А мне нужно ухитриться практически из ничего сделать конфетку. Важно, чтобы зритель поверил не только артистам, но и костюмам. Во-первых, они должны красиво выглядеть. Во-вторых, сглаживать все недостатки игры.
Часто наряд рождается не с нуля, а из того, что есть. Иногда стоит взгляду остановиться на какой-то вещи – и тут же вырисовывается весь образ. Например, если надеть бархатное черное платье с воланом на косом подоле задом наперед, а под него – блузку или жабо, получится старуха Шапокляк. Порой и вовсе всего один элемент может рассказать всё о герое.
К своим творениям я отношусь очень придирчиво. Зато как приятно, когда после спектакля ко мне подходят и говорят: «Какие у вас интересные костюмы». Прямо крылья вырастают (улыбается).
Полностью материал можно прочитать в электронной версии издания.