Отправляемся в закулисье Гродненского театра кукол вместе с режиссёром-постановщиком Валерием Карышевым.
– Валерий, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы попали в театр. С чего началась Ваша карьера в сфере искусства?
– В театр я попал после того, как получил первое высшее образование в Белорусской государственной академии искусств по специальности актёр театра кукол. Я целенаправленно распределился в Гродненский городской театр кукол, поскольку для меня это лучший театр в стране. И это не преувеличение!
Семь лет я работал артистом, но понял, что моему нутру ближе профессия режиссёра. Хороший бонус, если режиссёр имеет опыт работы актером, тогда он понимает всю внутреннюю «кухню» и легче взаимодействует с труппой театра. В ином случае, гораздо тяжелей получить хороший финальный «продукт». И такой бонус у меня был.
Я получил второе высшее образование режиссёра театра кукол также в БГАИ. И уже пятый сезон работаю в этом качестве, хотя иногда всё ещё задействован в некоторых спектаклях как артист.
– Какой конкурс в БГАИ пришлось выдержать?
– Каждый год этот вуз набирает один курс актёров драматического театра, не больше 15-20 человек. Представляете, всего 20 профессиональных актёров за год!
Но раз в четыре года набирают два курса, по 15 человек на каждый: актёр музыкального театра и актёр театра кукол.
– Артистов театра кукол обучают не только работе с куклами, но и работе живого плана. Можно сказать, что первые – более универсальные?
– Да, это так. Эта профессия универсальна, потому что артист театра кукол более гибкий, а драматический артист зачастую своё мастерство, безусловно, прекрасное и замечательное, переводит в реальную жизнь: он себя несёт, обладает определённым самоощущением и субординацией. Такому артисту гораздо сложней кидаться в омут с головой, во что-то не понятное и не комфортное.
А в театре кукол работа завязана на взаимопомощи. Одного персонажа приходится делать втроём: один держит руки, второй – ноги, третий – голову. Тут не может быть и мысли: «Я самый главный!». Все «шапки» и «чины» сваливаются, и начинает происходить совместная работа. Поэтому артист театра кукол, на мой взгляд, более мобильный.

– Какое количество спектаклей Вы поставили в Гродненском театре кукол?
– Прямо сейчас я завершаю совой седьмой спектакль «Приключение в виртуальном королевстве».
– Это детский спектакль?
– Замечу, что существует разделение на три возрастных категории: первая – детский спектакль. Это очень простая сказка, которая будет интересна детям, а взрослые просто будут сидеть и умиляться. Вторая – семейный спектакль. Например, «Русалочка», которую я как раз планирую делать в сентябре. Произведение вроде бы для детей, но оно жёсткое, страшное. Взрослые получают не меньшее удовольствие при просмотре, ведь тоже увлекаются в историю. И третья категория – спектакль для взрослых.
«Приключение в виртуальном королевстве» – это семейный спектакль. В нём современная взрослая музыка и отсылки. Но, при этом, повествуется про принцесс и принцев, сказочные места и королевства.
– Валерий, как происходит создание спектакля? Зритель видит только конечный результат, а ведь до этого осуществляется колоссальная работа. Есть же примерный перечень шагов, которые необходимо пройти?
– Самое первое действие – выбор материала. Потом мы собираем художественный совет, где презентуем идеи. Необходимо рассказать о спектакле: показать эскизы наработок художника, объяснить идейную составляющую, познакомить с его общей стилистикой. Если идею принимают, на следующий день под распоряжение режиссёра отдаётся определённый бюджет. Это необходимо, чтобы начать работу над костюмами, декорациями, музыкой. Далее подключаются театральные цеха: костюмерная, мастерские и так далее. Три-четыре месяца они производят материальную часть спектакля – это вся физическая составляющая.
Последний этап – выход на сцену. Актёры начитывают материал, знакомятся с персонажами, вникают в режиссёрскую идею. За две недели до премьеры театр останавливается в игре спектаклей для зрителя. На сцене выставляются декорации и режиссёр, актеры и другие службы изо дня в день репетируют только новый спектакль. В назначенный день приходит его сдача для художественного совета. После этого спектакль входит в репертуар театра. Вот такой нелёгкий путь!
– Театр приглашает композитора для создания музыки, или ищете альтернативные варианты?
– Всё зависит от бюджета спектакля. Есть два варианта: подбор уже готовой музыки или работа с композитором. Если музыка пишется «с нуля», режиссёр рассказывает о необходимой стилистике, атмосфере, определённых музыкальных инструментах. Это гораздо дольше и дороже.
– Не так давно Гродно увидел премьеру спектакля в стиле постмодерн «ВРЕМЯ POST». Формат мне показался очень нестандартным, а сам спектакль – глубоко философским. Но при этом с замечательным юмором, в зале не смолкал смех. Как зародилась идея этой постановки?
– Надо было сделать взрослый спектакль. На классическое произведение необходим достаточно большой бюджет. К тому же, такие произведения уже ставили десятилетиями. И ты вынужден подойти к такой задаче максимально креативно и оригинально. Всё это формирует необходимость создавать какие то иные декорации, костюмы, свет, музыку… В данное время мы не могли себе этого позволить. Нужно было оригинальничать. Поэтому я решил сделать взрослый спектакль на базе произведений Даниила Хармса. Там есть и мои диалоги. Это работа про время, в котором мы живём. Мне показалось, что такая тема откликнется зрителю, а также привлечёт молодую аудиторию.

– Какие приёмы постмодернизма Вы использовали?
– Я создавал диалоги и монологи, которые соответствуют постмодернизму. Они переиначивают автора: артисты называют себя своим именем и отчествами – яркий приём этого стиля. Мы не берём выдуманного персонажа, речь произносит конкретный артист нашего театра. Это обман ожидания – основная «фишка» постмодернизма. Замечу, что весь мир уже переходит в метомодерн, а мы плавненько и не спеша проживаем постмодернизм.
– Некоторые зрители критиковали этот спектакль за то, что он драматический, а не кукольный. Ведь там нет кукол, а актёры играют живим планом. Всё наталкивает на мысль: «Я пришёл в театр кукол, а мне показывают драматический спектакль!». Так ли это на самом деле?
– Это кукольный спектакль. Во-первых, там есть конкретно физические куклы, например, в монологе «Реабилитация». Во-вторых, способ существования артистов на сцене – типично кукольный. Они не играют какие-то конкретные роли, они просто субстанция, в драматическом театре так не принято существовать. А здесь артисты перемещаются словно роботы, своим телом делают куклу. Можно создать этот эффект с помощью кукол из папье-маше, а можно – при помощи тела.
– Что необходимо уметь человеку, чтобы стать актёром театра кукол?
– Для меня главное – самоирония и органичность.
Понятно, что без дикции, речи, посыла, пластики, дыхания… артист не состоится. Но если представить, что я мастер, который набирает курс, эти два момента будут базовыми. Ведь ещё никто ничего не умеет. Судить и выбирать очень трудно.
Человек с самоиронией мягкий и подвижный, он не зажимается при самых, порой, глупых задачах. Например, проползти собачкой по сцене. Артист – это пластилин, из которого совместно с режиссёром можно слепить образ. Но если пластилин твёрдый – артист не будет универсальным и с ним будет тяжело работать. А если человек любое необходимое действие делает как своё, он органичен и значит, что выходя на сцену он заразит публику собой.
Начинающему артисту трудно присвоить себе то, что он не понимает: милым девочкам трудно сыграть дерзких негативных барышень, слабым парням сыграть самовлюбленных мачо и т.д. Появляются отговорки: «Ой, текст некрасивый, мысль не понятная, слог сложный». А в большом количестве классических произведений, предложение выстроено так, что его произносить ртом проблематично, не говоря уже о том, чтобы вложить в него смысл. А если артист органичный, он любую инородную роль, текст, состояние сможет подстроить под себя так, что будет казаться, что это именно его действия. В этом секрет актёрской гибкости.