В конце ноября российский актер Сергей Астахов порадовал гродненскую публику – на сцену областного драмтеатра он выходил дважды в спектакле «Что творят мужчины». В перерыве между постановками, несмотря на усталость, актер ответил на ряд вопросов «Перспективы».
В поисках себя
– Хватает ли вам свободы на сцене?
– Вы знаете, я очень много работаю в этой профессии и уже научился лавировать между требованиями режиссеров, своими возможностями, тем, что хочет видеть зритель. Стараюсь дать ему то, что он ждет. Я уже умею совмещать приятное и полезное, нужное и эффектное, глубокое и легкое… Так что свободы хватает.
– Вы в тридцать лет поехали из Воронежа покорять Москву…
– Моя дорогая, это Наполеон покорял Москву. Я ничего не покорял (улыбается).
– Хорошо, искали себя. Нашли?
– Ой, вы знаете, и так, и так можно ответить. С одной стороны, я далеко от себя ушел. Моя мама говорит, что очень изменился в сравнении с тем, каким был в 20 лет. А может быть, и нашел себя как раз.
– Как же вы изменились в Москве?
– Вы знаете, Москва предполагает от человека, может, даже требует большого количества вещей, которые не совсем обычны в нормальном состоянии. Это огромный мегаполис с вытекающими отсюда последствиями. Там оставаться естественным, нормальным очень тяжело. А с другой стороны, Москва – это прекрасные возможности и так далее, и так далее…
– Вот вы снимались в фильме «Хиромант». Как относитесь к гаданиям по руке? Верите в них?
– Нет. А я так понял по вашему взгляду, что относитесь к этому неравнодушно?
– Да. Сейчас перед интервью слышала мнение, что вам в кино наиболее удачно удаются роли обаятельных мерзавцев. Нравится ли их играть?
– Раз так считают, значит, так и есть. Мне нравится вообще работать и заниматься тем, чем занимаюсь. Поэтому, какая разница, кого мне предлагают сыграть. Конечно, есть роли, на которые никогда не соглашусь и мне они не нравятся. Я немного отойду от вопроса. Некоторые актеры чуть ли не истошно кричат, что не будут никогда в сериалах сниматься. Весь Запад снимается: Джуд Лоу, Мэттью Макконахи… И наши побежали. Не важно, где. Важно, что и как ты делаешь. Есть сериалы в сотни раз лучше обычных фильмов. Важно, сколько ты сил вложил в работу, сколько души, желания, энергии и так далее.
Фото из открытых источников
«Я всегда жду»
– Назовите плюсы театра и кино.
– Есть в театре такое, что кино никогда не даст – живой зритель. Это вот здесь и сейчас, эти секунды не повторятся. А энергия обмена с залом, когда люди, к примеру, смеются! В кино тоже свой плюс – разные объекты и страны; рядом – актеры, которые тоже чего-то добились, очень талантливые; огромное количество съемок, каждый раз что-то новое.
– Какой фильм у вас потребовал больше всего моральных и физических затрат?
– По-разному бывает. Многое зависит от того, с кем снимаешься, кто снимает, что, какая роль. Иногда несколько дней снимаешься, но так устаешь! А бывает, сто дней – и нет усталости.
– А какие зрители в Гродно?
– Очень открытая и доброжелательная публика. Это было видно сразу и понятно. И играть приятно. Да и зал здесь хороший, чисто театральный. Я искренне говорю.
– Бывало такое, что вы жили в ожидании звонка с предложением работы?
– Актеры всегда в ожидании того, чтобы кто-то позвонил и предложил работу. И я всегда жду. Это не значит, что в это время ничего не делаю. Я либо снимаюсь, либо играю. Мы же не молодеем, и для актера 50 лет – это далеко не критичный возраст, но и не самый прекрасный, расцветом точно не назову. Все-таки это двери куда-то… в тишину.
– Ощущаете себя на 50?
– Знаете, я раньше думал: каково это – взрослеть и стареть? И мне кажется, что с возрастом у человека вообще угасают не только силы, а и желания, рефлексы какие-то... Всё устаревает. Природа, наверное, поступила с нами гуманно, если человек уходит естественно. Но ты живешь, привыкаешь к своему возрасту и думаешь: так и должно быть. Лишь бы болезней не было. Я не буду лукавить, что чувствую себя, как и 20 лет назад. Взрослеем.
– Как, кстати, отмечали 50-летие?
(Задумался, начал уточнять у коллег)
– Ах, да, на сцене. Во Владивостоке был на гастролях. Ребята поздравили, подарили что-то. Вы знаете, у меня каждый день столько эмоций и праздников. Лучше бы отдохнуть, полежать. Праздники, радости эти уже надоели, устал.
Фото из открытых источников
«Ни о чем не мечтаю»
– Интересно узнать: о чем вы мечтаете?
– Я вообще ни о чем не мечтаю. Не думаю, что кому-то нравится на протяжении десяти лет в год летать на ста самолетах как минимум. Но, с другой стороны, это моя работа, и чего тут жаловаться. Это мой хлеб. Я мечтаю не о роли, а только об отдыхе. Но уже настолько за тридцать лет привыкаешь к такому ритму, что просто так остановиться не можешь. Обычно беру две недели – отдыхаю. Потом работаю. Но вот в следующем году, думаю, месяца, наверное, два взять и ничего не делать, а лучше три.
– Интриги в театре и кино существуют?
– А как вы думаете?
– Я думаю, что в женской среде – да. А у мужчин как с этим?
– Ну а мужчины в актерской среде – они, порой, как женщины. Я же говорю: кто не актер, тот актриса. Все чего-то играют, мало кто, на самом деле, остается нормальным и достаточно естественным по прошествии тридцати лет работы в театре.
– У вас есть среди актеров друзья?
– Конечно. Артем Михалков, Саша Лазарев, Лариса Удовиченко, Надежда Георгиевна Бабкина. Ходим ли в гости друг к другу? Всё как у всех. Если нас по телевизору показывают – мы что, по-другому, умываемся или спим? Такие же абсолютно.
Фото из открытых источников
Всё идеально
– Приближается Новый год. Вам доводилось когда-нибудь выступать в роли Деда Мороза?
– Нет. Но очень люблю этот праздник, как и все люди.
– Как проходил у вас этот праздник раньше и как теперь?
– Ёлки, ёлки, игрушки, игрушки. И сейчас, пожалуй, то же. Ну кто не любит подарки?
– Если выпадают свободные дни, чем занимаетесь?
– Дом ремонтирую. Короче, занимаюсь домашними делами. Кто же за меня будет делать?
– Знаю, в горы любите ездить…
– Да, люблю. С женой, дочерью (от предыдущего брака. – Прим. авт.).
– Ваша жена еще преподает в школе?
– Она уже ушла с этой работы. И летает со мной на гастроли. Но сегодня ее здесь нет. Предложил не лететь на один день.
– Общаетесь ли с женой дома на тему образования?
– Я изнутри знаю, что такое профессия учителя. Считаю зарплату учителей несправедливо маленькой. Это катастрофическая ошибка, потому что доверять своих детей учителям, которым вы не платите, опасно. Человек, который обучает вашего ребенка, должен очень хорошо зарабатывать, быть талантливым, квалифицированным, любить учеников, потому что он воспитывает детей – это будущее страны. И то, что он привьет – то и будет. А если он еле-еле концы с концами сводит и не может оплатить за квартиру съемную, потому что маленькая зарплата...
– Про предыдущий брак вы говорили, что были плохим семьянином: не смогли совместить семейную жизнь и работу. А теперь получается?
– Да, идеально всё. Всё, наверное, в жизни меняется. А может, и не меняется, может, мы относимся к прежним вещам по-другому. Не знаю. Не готов так сильно философствовать. Я сыграл один спектакль, скоро второй. Пощадите меня! Ну, жизнь идет, у кого-то лучше, у кого-то, к сожалению, хуже. По-разному. Я всегда стремился к тому, чтобы у меня всё было максимально хорошо во всем. До сих пор думаю: а может, что-то надо еще? И ловлю себя на мысли: а всё. В это трудно поверить, но это так.