11-12 июля они впервые оказались свидетелями купальских чудес, что творились в небольшом агрогородке на берегу Днепра в Шкловском районе. Одно из них –  воспевший красоту убранств, без которых когда-то не мыслился гардероб наших предков, «Праздник народного костюма». Аутентичные, реконструированные и стилизованные, на каждый день и для особых случаев, наряды сменяли друг друга на параде-дефиле участников из трех стран-соседок и на показе новых коллекций льняной одежды белорусских производителей. К слову, еще каких-то сто лет назад стоило кинуть взор на фасон, мотивы и орнаменты костюма, как сразу становилось понятно, из какого края человек, чем занимается, каков его достаток.

Как рассказала ведущий методист по реализации культурно-деловых проектов и развитию туризма Гродненского районного культурно-информационного центра Наталья Романович, Галина Ярошчук на основе этнографических данных воссоздала повседневный деревенский женский строй начала XX века. Шерстяная юбка-андарак сшита в соответствии с наиболее распространенным тогда кроем. По цвету легко определить, что крестьянка была родом из Понеманья: для региона характерно присутствие в костюме пятидесяти оттенков фиолетового – от очень темных до самых светлых. Свидетельство тому и ткань – не домотканое полотно, а фабричный материал, который распространялся среди населения в связи с быстрым ростом промышленности в Западной Белоруссии.

Данный гарнитур носила замужняя селянка, на что указывает чепец светло-фиолетового цвета. Убор из покупной ткани гармонично сочетается с отделкой на юбке. Это говорит о хорошем вкусе его обладательницы, а также подтверждает ее понеманское происхождение. А вот рубашка переделана из мужской. Видимо, женщина потеряла благоверного во время Первой мировой войны и бедность заставила ее не только перешить сорочку мужа, но и взвалить на себя ответственность за судьбу семьи. О незавидном материальном положении также говорят очень простой пояс, сплетенный «в косу», и отсутствие жилета. Но даже в таких непростых обстоятельствах наши прародительницы не забывали о моде. Городские веяния коснулись формы и вязаных вставок обязательного атрибута женской одежды – фартука. Завершил самобытный образ хозяйки начала прошлого столетия большой платок. Перевоплотилась же в нее начальник отдела этнографии, фольклора и ремесел Виктория Ланевская, радушно встречая всех на белорусском подворье Гродненской области.

Здесь же взгляды посетителей приковывали работы керамиста Татьяны Врублевской, резчика по дереву Владимира Кемежука, художника-пейзажиста Владимира Астапчика, тканые пояса-обереги Ольги Аввакумовой, шедевры из «белорусского золота» от Ирины Шавельской. С восторгом наблюдали они за тем, как в руках Анны Голубцовой обыкновенное яйцо за несколько минут превращалось в традиционную сопоцкинскую писанку. Самые смелые и любопытные сами пытались наносить восковые узоры на хрупкую скорлупу.

Специально к фестивалю наши мастера изготовили небольшие презенты из деревянных спилов с изображением Купалинки в национальных нарядах, оригинальную серию сувенирной продукции «Дакрануцца да гісторыі» с памятниками архитектуры района в новых техниках декоративно-прикладного искусства, обереговых кукол, кукол-ангелов и многое другое. Вместе с ними гости праздника приобретали и символы Купалья – ароматные венки из полевых цветов с полей Гродненского района.

По-настоящему правили бал в Александрии музыка и танцы в стиле фолк. В них знает толк народный фольклорный коллектив «Жывіца» Квасовского центра культуры и развития народного творчества. Правда, современные тенденции диктуют свои правила, поэтому в старинные композиции наши артисты вдохнули новую жизнь: они стали более яркими, веселыми и динамичными. Уж точно найдется чем удивить родных на семейном торжестве тем, кому посчастливилось попасть на мастер-класс от «Жывіцы»: ноги буквально пускались в пляс под практически неизвестные современному горожанину танцы «Кракавяк», «Вальсок», «Падыспань», «Лысы», «Рэчанька», «Бічала», «Кадрыля».

Культработники Гродненского района добавили немало ярких красок в купальскую палитру двухдневного фестиваля. Они надеются, что это станет хорошей традицией, а узы дружбы между творческой элитой Принеманья и Могилевской области с каждым годом будут только крепнуть.