В глубине веков находит вдохновение мастер производственного обучения Скидельского государственного сельскохозяйственного профессионального лицея Ирина Юревич. При создании коллекций одежды она обращается к традиционному народному костюму. Но не копирует, а переосмысливает на новый лад.

К белорусскому орнаменту Ирина Алексеевна всегда относилась с трепетом. Однако отдать дань его красоте осмелилась только лет пять назад, когда стала руководить в лицее театром моды «Кудесница». В любительском объединении по интересам она стремится не просто передать традиции будущим швеям, поварам и трактористам, но и сделать вышиванку популярнее.
– Это же настоящее достояние нашей страны. Мне нравится акция, когда новорожденным дарят одежду с белорусским колоритом. Я и внукам часто покупаю вещи с символикой. Хочу, чтобы они не забывали свои корни и гордились тем, где родились, – улыбается собеседница.
Любопытно, что сама Ирина Юревич – россиянка. Однако своим домом считает Синеокую, куда переехала в 17 лет: тут она окончила Витебский индустриально-педагогический колледж, вышла замуж.
Уже 37 лет женщина живет в Скиделе, где обучает подростков шить, кроить и конструировать. Каждый год у Ирины Алексеевны и ее подопечных выходит по одной-две коллекции. В основу самой первой под названием «Ружа-кветка» легли белорусские рушники. Получилось 12 стилизованных народных платьев и пять мужских костюмов из хлопка и льна, отделанных тесьмой, кружевами и декорированных национальными узорами. Они очень востребованы на различных мероприятиях в школах и клубах города. А вот белоснежные наряды из коллекции «Льняная палитра», украшенные полевыми цветами, используются только по особо торжественным случаям. Например, при встрече в лицее высоких гостей.
Ирине Юревич нравится экспериментировать с материалами, фурнитурой, цветами, деталями и фасонами. Сложно поверить, что невероятные модели прошлогодней коллекции «Краски ушедшего лета» сшиты… из льняных скатертей с набивными маками, подсолнухами, пионами, сиренью! А «Бабуліна спадчына» – это комбинация тканей ручной работы и фабричного производства: как нельзя кстати пригодились занавески с ажурной мережкой, декоративные полотенца, вязаные крючком или спицами вещи из бабушкиного гардероба.
Органично сочетаются этнические мотивы с модными, яркими и дерзкими убранствами из коллекции «Жниво». Дополняют образ современной белоруски юбки клиньями, фартуки, съемные рукава, пояса, головные уборы из цветов и колосьев. В этих уникальных платьях воспитанницы театра моды затмили всех на областном этапе республиканского фестиваля художественного творчества учащейся и студенческой молодежи «АРТ-вакацыі-2019». Шедевры дизайнерской мысли демонстрировались также на Дне белорусской письменности в Слониме, на арт-проекте молодежного искусства «Мроя» Скидельского центра молодежи. К слову, все работы – в единичном экземпляре.
– Стоит мне разложить или просто увидеть ткань, как тут же возникает идея очередного костюма. К творческому процессу с удовольствием подключаются и девушки из театра моды. Узоры подсматриваем в Интернете. Орнамент же наносит специальная швейная машинка, – рассказывает мастер.
Если для одних вышиванка – модный тренд, для других – прямая связь со своими предками. Такой тоненькой ниточкой из прошлого в настоящее является один из экспонатов в музее народного быта Тамары Карпейчик, принадлежащий ее братовой Ксении Лойша. Хлопковая блузка вышита вручную в 1942 году, когда семья бежала на Урал от Великой Отечественной войны. Несмотря на почтенный возраст, она хорошо сохранилась: в сорочку родственница Тамары Михайловны облачалась только на собственную свадьбу и по большим праздникам. Участники клуба ЮНЕСКО «Эхо» СШ № 1 г. Скиделя запечатлели вышиванку для фотоконкурса, после чего она вновь заняла свое место в музее.

Благодаря ребятам семейная реликвия вернулась к еще одной хозяйке. В 1974 году Ольга Козел специально заказала для своей дочки на выпускной розовое льняное платье в василечках. Недавно это сокровище школьники обнаружили на чердаке, когда внучка Ольги Павловны затеяла в доме ремонт. Лишь по счастливой случайности оно не оказалось навсегда утерянным.

А Ирина Юревич тем временем приступила к реализации очередной задумки. На этот раз она решила совместить несовместимое: деним, пэчворк (техника лоскутного шитья – прим. авт.) и павловопосадские платки. Ирина Алексеевна надеется, что коллекция будет готова уже в следующем году. Впрочем, если что-то и вмешается в планы, волноваться не нужно: многогранный этностиль всегда в почете. И хотя мода диктует свои законы, он капризам этой переменчивой дамы не подвластен.