В выходные в Гродно на сцене драмтеатра с гастролями выступит Камерный драматический театр (г. Минск). Его режиссер-постановщик Наталья БАШЕВА порассуждала на духовные темы.

О Коэльо

Я люблю произведения Паоло Коэльо, особенно ранние. Он помогает правильно задавать вопросы и размышлять над ними. Очень позитивный автор. У него всегда есть выход, свет в конце тоннеля. Он занимается вопросами духовного развития. Коэльо простым языком излагает догмы, без которых мы не можем жить. В одном из произведений есть замечательные слова, которые говорит доктор Игорь. Смысл такой: Господь Бог на земле не создал ни одного одинакового листика на деревьях, ни одной одинаковой травинки на земле. Поэтому каждый человек индивидуален, несет свою неповторимую функцию. Вероника в нашем спектакле по Коэльо «Вероника решает умереть» хочет уйти из жизни. Ей просто становится скучно, как и многим современным людям. Потому что мы, взрослые, занимаемся чем угодно, но не духовным развитием. Очень редко кто разговаривает с пятилетним ребенком о смысле жизни. Главное – накормить, одеть, выучить, обучить, дать профессию и выпустить в жизнь. Основные ценности  современного мира – потребительские. Какое тут духовное развитие? Молодежь сейчас сидит за компьютерами, в интернете. Школа прививает страх ошибиться. Это неправильно. Каждый индивидуален и имеет право на свое мнение, на ошибки. Только последние могут привести к каким-то результатам. Если не будешь делать ошибки, как поймешь, что можно, что нельзя?

О чуде

Не надо жизнь под себя менять, нужно развиваться. В спектакле «Вероника решает умереть», несмотря на то, что это не сказка, речь как раз об этом – смысле жизни, вере в чудо, что твоя жизнь кому-то нужна и может принести не только пользу, но и радость. Потому что мы в этот мир приходим с единственной целью – радоваться и радовать других. Радость – это действие – давать, дарить, получать, делиться, помогать. Она рождает любовь. И спектакль «Карлик Нос» именно об этом – не важно, сколько тебе лет. Если веришь в чудо, оно обязательно происходит. В хорошем смысле слова завидуешь взрослым, которые как дети. Им легче жить. Потому что верят в чудо – понимают, что со всем можно справиться, верят, что, если отдают, и им отдадут. Я часто, выступая перед детьми, привожу такой пример: в Канаде есть осиновые леса. Они имеют общую корневую систему. Если с одним деревом что-то случается, это влияет на остальных. Так же и с человечеством. Мы очень часто забываем, что взаимосвязаны.

О детях

У детей потребность ходить в театры никогда не родится, если взрослые им ее не привьют. Культпоход должен быть подготовленным. Насильно загонять сюда нельзя. Приветствую, если в театр приходит семья. Для детей это место, где, прежде всего, есть возможность задавать вопросы и получать ответы. Ведь, выходя на сцену, мы учим. Мое жизненное кредо – для детей нужно ставить лучше, ответственнее, чем для взрослых, потому что первые не умеют врать. Взрослый, если видит, что на сцене чушь, досиживает, а потом из вежливости хлопает, как и все. А ребенок, если ему не нравится, шумит или уходит. Это замечательно. Мы же ему говорим не шуметь. Это опять насилие. А потом хотим, чтобы, когда дети вырастут, они думали, фантазировали, брали на себя ответственность, но мы в них это убиваем.

О студентах

Я преподаю в Белорусской государственной академии искусств и вижу: нынешние студенты отличаются от прежних меньшей работоспособностью. Всегда есть закон «десять – девяносто». Я не говорю про десять процентов, которые выделяются из массы. Говорю о большинстве. Когда мы были молодые, работали больше: дневали, ночевали в вузе, спорили, что-то выкапывали. На нынешнюю молодежь, думаю, повлияли такие цивилизационные факторы, как интернет, компьютеры. У нас уже родилось не одно не читающее поколение, у которого не развивается фантазия. Мы предпочитаем смотреть предложенные картинки, мысли. То есть заменяем свою фантазию чужой. Когда что-то представляем, вспоминаем чужие картинки, фильмы, а не свои, которые должны исходить из наших ассоциаций, жизненного опыта. И поэтому становимся более ленивыми. Предпочитаем где-то что-то найти, чем самим подумать и что-то родить.

Фото автора.