Весну гродненцы провожали весело, с улыбками. В последних числах мая в Гродненской областной филармонии состоялся юбилейный концерт театра юмора «Канкан». Было как всегда оригинально, ярко и смешно. Чтобы растянуть удовольствие от события, корреспондент журнала «Гродно» отправилась на интервью к российским артистам, которые приехали в наш город по этому поводу. Белорусский и российский актёр театра и кино, юморист Олег Акулич и создатель мим-клоун театра «МИРЛИЦ» Максим Дорофеев покорили с первых слов.
Олег Акулич: «Культура – это воспитание, грамотность, образование и готовность воспринимать что-то более сложное».
– Олег, Вы в Беларуси бываете часто, даже какое-то время жили и работали в Минске. Как ощущаете себя в Гродно сегодня? Нравится город?
– Здесь кино надо снимать. Это какая-то невообразимая сказка и красота. Я бывал в Гродно и раньше, естественно. Но всё как-то наездами, может, поэтому и не помню в предыдущих поездках того, что разглядел в нём вчера. Видимо, нужно уехать в Москву, быть долгое время там, чтобы потом вернуться сюда и по-настоящему увидеть ваш прекрасный город. Похоже, он просто из разряда таких мест, оценить которые получается только с возрастом.
– Не устаёте от постоянных переездов, концертов?
– Ты выбираешь это, идёшь к такому стилю существования всю жизнь. Поэтому, даже когда график очень насыщен и ты долгое время работаешь, усталость всё равно приятная.
– Думаю, любую усталость перевешивают истории, которые с Вами случаются на гастролях. Расскажите какую-нибудь самую яркую.
Расскажу Вам сразу две. Они обе из ряда вон яркие. Первая произошла, когда несколько лет назад мы ездили на гастроли в Калининград. Была зима. Перед перелётом мне снится сон, что наш самолёт разбивается. Проснувшись, я собираюсь в аэропорт, приезжаю туда и говорю коллегам: «Может, на поезде поедем, я увидел неприятный сон». На что один из актёров отвечает: «Да перестань». Потом приезжает Дана Борисова и тоже объявляет, что увидела сон про авиакатастрофу. На моё непрекращающееся «поедемте на поезде», коллега не выдерживает и говорит: «Давай поспорим, если долетим до Калининграда, то с тебя коньяк». Так и решили. Перед самым вылетом ещё слышим: собака воет. Как оказалось, она тоже была пассажиркой нашего рейса и весь полёт не успокаивалась в багажном отделении, что настораживало ещё сильнее. В общем, мы висим в воздухе, и под самым Калининградом нам объявляют: «Посадка невозможна». Самолёт разворачивается и летит обратно в Москву. Вот такая история о том, как мы не долетели в Калининград, мой коллега проиграл спор, а сон, к счастью, оказался абсолютно невещим.
Вторая история тоже была во время переезда, в путешествии. Мы с компанией должны были сесть на автобус, который за четыре часа довезёт нас до Парижа. И вот сошли мы с корабля, на стоянке всех туристов ожидало три автобуса. На календаре пятница 13-е, на номере нашего автобуса – три шестёрки, а встречает нашу команду водитель, у которого правой руки нет по локоть, а на левой из пальцев только большой и мизинец. Но, несмотря на суеверия, в пункт назначения он довёз нас быстрее остальных, по дороге угощал кофе и вообще не тратил время на отдых. Словом, я не верю в приметы. Если забыл что-то дома, вернулся, говорю себе: «Это на удачу». Всегда вопрос только в том, как ты себя запрограммируешь. Если есть выбор, то ориентируйся на свет, добро и позитив.
– Иногда сделать правильный выбор очень непросто. Например, я знаю, что Вы некоторое время не могли определиться, кем быть. Метались между профессиями «капитана» и «актёра». Есть вероятность, что в какой-нибудь параллельной Вселенной Вы бы всё-таки стали капитаном?
– Нет, это маловероятно. Я бы всё равно свернул к искусству. У меня отец и брат художники, может, и я бы им стал. Возможно, выбрал бы музыку или прозу, но обязательно что-то около сцены и культуры. Я уверен, что человек рождается уже с предназначением. Может его найти, потерять или даже не приблизиться к нему от слова «совсем». Но двигаться, брать все шансы, что подбрасывает жизнь, – просто обязан. Такова наша природа.
– Наверное, благодаря этому принципу Вы и добились таких результатов в жанре комедии. А как относитесь к современному юмору? К стендапу?
– Иногда мне нравится и «StаndUp», и «Comedy club». Особенно люблю Гарика Харламова. Он очень органичен в том, что говорит и делает. В остальном, хорошего юмора сейчас крайне мало.
– Как определить хороший юмор и плохой? Разве не достаточно того, что люди просто смеются?
– Смотря, какие люди. Очень многое зависит от культуры. Одни слушают симфоническую музыку, не понимают и начинают засыпать. Но это не характеризует музыку, это говорит только о человеке. Культура – это воспитание, грамотность, образование и готовность воспринимать что-то более сложное. Кому-то хватит шуток «ниже пояса», чтобы расхохотаться до коликов в животе. А монологи Жванецкого не покажутся ему такими уж смешными. И это совсем не значит, что пошлые шутки – это хороший юмор.
– А что может рассмешить Вас?
– Многое. Хороший ироничный юмор. Советские комедии, фильмы с Чаплином, Луи де Фюнесом, Фернанделем. Люблю смотреть, когда артист, который рассказывает какую-то забавную историю, пропустил её через себя. Это выглядит очень убедительно и поэтому по-особенному красиво и смешно.
– Согласитесь, что чувство юмора очень выручает в жизни?
– Конечно. Это своего рода лечение. Люди, которые приходят на концерт посмеяться, восстанавливаются, облегчают душу. Юмор помогает забыть о своих переживаниях или взглянуть на них под другим углом. Лучшая терапия – терапия смехом.
Максим Дорофеев: «В итоге, этот здоровый мужчина три станции рыдал у меня на плече. Потом ещё три мы хохотали. Так великая сила юмора и драмы спасла мне жизнь».
– Вы бывали в Гродно до этого?
– Раз в несколько лет приезжаю. Но всегда с огромным удовольствием. На этот раз со мной приехали ещё артисты моего театра «МИРЛИЦ». Я их заранее предупредил: «Ребят, если мы едем в это место, вы будете просто в восторге». Они, когда оказались здесь : «Мы не просто в восторге, мы – в раю». Из года в год нам показывают, казалось бы, одни и те же места в Гродно, но лично для меня они каждый раз разные.
– В общем, Вам город нравится?
– Очень. И, в целом, в Беларуси люблю бывать. Здесь люди другие даже в сравнении с прочими славянскими народами. Взять хотя бы хозяина усадьбы, в которой мы сейчас остановились. Очень добродушный человек. Хотим в баню – идём в баню. А там ещё и ужин подают. В Москве хозяин усадьбы обычно старается казаться чересчур важным и серьёзным.
– Вы актёр, артист, режиссёр, преподаватель. Как решили связать свою жизнь с театром?
– Тогда я как раз заканчивал кулинарное училище. В один день сижу, ем суп и смотрю аншлаг по телевизору. Вдруг говорю: «Мама, а ты знаешь, лет через пять я буду сидеть у Гены Ветрова на кухне, мы будем пить чай и обсуждать совместные проекты». Мама, конечно, не восприняла мои слова всерьёз. Но ровно через пять лет я позвонил ей и сказал, что познакомился с Геной. Чтобы подтвердить мои слова, он взял у меня телефон и даже немного поговорил с ней. В общем, артистом я решил стать стихийно и в один момент.
– Но кто Вас подтолкнул к этому?
– Вы не поверите, гадалка. Она сказала: «Ты поступишь в театральное училище здесь, в Казани, проучишься один год и потом уедешь». И после её слов я почему-то пошёл и поступил. Через год уехал учиться в Питер. Там поступил на драматическое отделение. Но это было совершенно не моё. Когда я играл, мне говорили: «Так, давай скромнее, живи скромнее». А скромнее некуда. В конце концов, мастера предложили мне попробовать себя в клоунаде. И я поступил в театр «Лицедеи», где мне показали направление и дали много бесценных знаний. Через несколько лет я переехал в Москву, создал там свой театр «МИРЛИЦ» и решился позвонить Геннадию Ветрову. Сказал: «Ген, я переехал в Москву». Он в ответ: «А ты кто?». Говорю: «Я Максим из «Лицедеев», создал здесь свой театр, но только начал и мне очень нужно съездить с тобой на гастроли». После этого разговора мы с ним встретились, выпили кофе, и он предложил мне место в своей команде.
– Наверное, это и называют «звёзды сошлись». А как юмор помогает Вам в жизни? Может, была история, в которой Ваша способность «заставлять людей улыбаться» оказалась очень кстати?
– Да, была такая история. Как-то я сдал машину в сервис, поэтому пришлось ехать в центр на электричке. Стою в тамбуре. И вдруг вваливается какой-то пьяный мужчина, говорит: «Сейчас я буду тебя бить». Я в ответ: «За что?» Он: «Ты мне не нравишься». В голове быстро пронеслась мысль: «Ну, вот и конец». После чего я кое-как начал с ним общаться и через юмор, через драму выяснять, что же ему в жизни мешает. В итоге, этот здоровый мужчина три станции рыдал у меня на плече. Потом ещё три мы хохотали. В общем, так великая сила юмора и драмы спасла мне жизнь.
– Как, по-вашему, что ценнее всего в любом артисте?
– Некоторые могут ответить, что большое значение имеют слова. То, что артист говорит и чему через это учит. Но вот, к примеру, мимы молчат. Громко, но всё же молчат. Мы помещаем огромный объём информации в один только взгляд. И по этому взгляду любой человек может понять и лирику, и драму, и комедию. По моему мнению, большая часть силы артиста заключается в его живости. В умении проживать эмоции «здесь и сейчас». Для меня артист – это человек, который любит искусство в себе, а не себя в искусстве. Сейчас это встречается редко, а значит, имеет самое большое значение.