Вспомнить славянскую мифологию и увидеть богов, которым сотни лет назад покланялись наши предки-язычники, гродненцы и гости города смогут в агротуристическом комплексе «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы». На его территории появятся новые скульптуры – результат работы участников IX Международного пленэра резчиков по дереву.
Умельцы из Польши, Украины Литвы и Беларуси на протяжении полутора недель трудились в импровизированной мастерской под открытым небом. Благодаря их трудолюбию и таланту родились девять удивительных скульптур, посвященных сказочным и мифическим сюжетам. Вчера, на торжественном закрытии пленэра, резчики представили свои работы и услышали заслуженную похвалу собравшихся.
– С каждым годом работы мастеров, которые участвуют в пленэре, становятся все искуснее. Глядя на созданные вами скульптуры, я уже представляю их в нашем сказочном парке. Эти фигуры станут достойным украшением территории маёнтка, – отметил генеральный директор ОАО «Гродненский мясокомбинат» Анатолий Гришук. – Выражаю вам огромную благодарность от всех присутствующих здесь и тех, кто увидит эти удивительные работы в будущем, за ваше мастерство.
У каждой скульптуры – своя история и особый смысл. Восстающая из пепла птица феникс, созданная Адольфасом Тэрэсюсом из Литвы, изображена с женскими руками.
– Всё, что мужчины уничтожают в войнах, благодаря женщине опять возрождается, – поясняет резчик. – О постоянном обновлении и цикличности жизни также говорит орнамент на подножии скульптуры, который соответствует фазам Луны.
Поляки Анджей Мироньчик и Януш Волинский, которые участвуют в пленэре уже не в первый раз, работали над двумя ангелами – не каждый решится на такую тему. Мальчику на вид около десяти лет, а девочка – чуть старше. Невинные лица буквально притягивают взгляд. Когда кто-то спросил, есть ли у них имена, Януш Волинский кратко заметил:
– Нет. Ангелы есть ангелы.
Гродненец Валентин Богдевич решил запечатлеть в дереве легенду о покровителе нашего города – святом Губерте. В своей работе мастер отобразил момент, когда тот встретил на охоте оленя со светящимся крестом между рогов: на деревянном лице мужчины застыло удивление.
Чтобы воплотить в жизнь сюжет поэмы «Руслан и Людмила», украинец Владимир Киндрачук использовал кусок дуба весом около 2,5 тонн! Работа получилась монументальной: ее высота – почти 3,5 метра. С одной стороны размещен знаменитый Ученый кот. С другой – немного печальная русалка. Особенно интересны детали: часть «златой цепи» из металла, а часть вырезана из дерева. Сложно сказать, какая из них выглядит более крепкой.
Рядом стоят уже упомянутые древнеславянские боги. Перуна создал постоянный участник пленэра – гродненец Николай Скляр. На плече у громовержца сидит гордый орел, а в руке он, как и полагается, держит молнию.
– Не маловата ли она? – шутят гости.
– В самый раз, – отвечает в тон мастер. – Как большой «грымнет» – так и всё. Этой же потихонечку да полегонечку, но часто.
Голова Ярило, вышедшего из-под инструмента литовца Казиса Мартинайтиса, окружена солнечным нимбом. Если присмотреться, то светило можно увидеть и на других элементах скульптуры. От этого вытянутая вверх фигура выглядит какой-то по-особенному нарядной.
Бог ветров Стрибог разгоняет темные грозовые тучи. Его могучее дыхание приводит в движение крылья мельницы, от которой к божеству идет извилистая дорога – таким видит повелителя стихии резчик Николай Задрейко. На троне рядом сидит верховный бог – Сварог.
– Долго думал, каким сделать его выражение лица: грозным или, раз он создал землю и всё на ней, мирным и по-стариковски мудрым, – рассказывает мастер Николай Турков. – Я не люблю агрессию, поэтому выбрал второй вариант.
За спиной Сварога расположены его охранницы-амазонки. Воинственные девы держат в руках меч и копье – чтобы оценить эту фигуру ее, как и «У Лукаморья» Владимира Киндрачука, нужно осмотреть со всех сторон. Впрочем, внимательного изучения заслуживает каждая скульптура.
Уже на подведении итогов участники и организаторы обсуждали следующий – юбилейный пленэр. Планируется, что в нем примут участие около 50 мастеров – все те, кто побывали в Коробчицах на протяжении прошедших лет.
Фото Яна Хведчина