Впервые туристы смогут организованно проехать по бывшим еврейским местечкам, услышать историю данных мест, и, возможно, отыскать могилы предков.
Индурская миква
Всего в маршрут вошли 20 самых знаковых поселений Беларуси. Наряду с райцентрами и городками, в списке значится агрогородок Индура. Ученые Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, которые разрабатывали маршруты, не случайно включили его в список культурного еврейского наследия. Именно Индура стала в Великом Княжестве Литовском вторым после Пинска центром хасидизма (религиозно-мистическое направление в иудаизме, которое проповедует высокую набожность, совершенство). В конце XIX века в местечке проживало 2,2 тыс. евреев из 2,5 тыс. жителей.
Что касается нынешнего облика, то здесь сохранились синагога, баня (миква), историческая застройка. Все объекты хорошо просматриваются с высокого городища XI-XIII веков, которое раньше называли «горой королевы Боны». Отсюда всё местечко – как на ладони и хорошо видна синагога в центре поселка. Долгое время в ней находился зерносклад, но теперь там пусто. Была здесь и еще одна синагога, но она не сохранилась. А вот старейшая в Беларуси баня (или миква) действует до сих пор. Правда, теперь она выглядит по-современному, объект отремонтировали, благоустроили. Данный комплекс – синагога и баня – в свое время формировал облик самого поселка. Вместе с еврейским кладбищем эти объекты составляют основу всего историко-ландшафтного узла и будут интересны туристам, считает зав. кафедрой истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ им. Я. Купалы Сергей Пивоварчик.
– По сей день на кладбище сохранились сотни надгробий, сделанных в основном из гранитных камней, – рассказывает он. – Некоторые относятся к XVIII веку, в это время это был центр хасидизма. Сохранилась могила одного авторитетного проповедника, цадика. Теперь это место паломничества, сюда часто приезжают евреи-хасиды. Много выходцев из Индуры в свое время выехали в Аргентину. Есть воспоминания одного из евреев, известного ученого, который писал, как жил в Индуре.
Вот, например, что рассказал Сергей Пивоварчик. Когда автобус с разработчиками маршрута прибыл в агрогородок, решили сделать санитарную остановку возле указателя WC. Весь автобус ринулся по указанному направлению. Но искомого заведения так и не нашли. Оказывается, в Индуре общественного туалета просто нет.
Наследие под угрозой
Между тем, ностальгический туризм становится всё более востребованным. Поспособствовала тому отмена визового режима между Израилем и Республикой Беларусь в ноябре нынешнего года. Стоит ожидать, что потомки бывших жителей белорусских местечек захотят побывать на родине своих предков, найти могилы, а возможно, и дома, где они жили.
– К сожалению, еврейское наследие исчезает, – сокрушается Сергей Пивоварчик. – Особенно это касается жилых застроек. А иногда получается так, что старые дома сносятся. Например, в Острино за короткий срок снесены три еврейских дома, которые составляли интересный ландшафтный комплекс. Конечно, практически повсеместно сохранились кладбища, с которыми связаны разные истории и мифы.
Не получится ли так, что от еврейского наследия останутся одни кладбища? Эта проблема, кстати, актуальна не только для Беларуси, но и для части земель Польши и Украины, где жили евреи Восточной Европы. Эти земли объединены общей историей. Наследие тут богатое, разнообразное. Именно их типовые поселения или штетлы сформировали современный облик многих нынешних городков и поселков. Поднять и донести этот пласт исторического наследия вполне возможно, если к этому подключатся местные власти, общественные организации. Одно дело, когда туристы ничего не находят на родине предков, и совсем другое, если здесь сохранились былые застройки, культовые или иные сооружения. В конце концов, зарубежные туристы – это хорошее подспорье для развития экономики.
– Когда местные власти увидят, что к ним едут туристы, они подключатся к этому проекту, – считает Сергей Пивоварчик.– Поставят знаки, таблички, будут развивать инфраструктуру, чтобы туристы могли оставить здесь свои деньги.
Необычные находки
В городском поселке Мир значительную часть частного музея составляют экспонаты еврейского быта. Хозяин музея Виктор Сакель – очень увлеченный человек. Найдя под полом горшочек с медными монетами, заинтересовался историей. Здесь же он откопал и деревянную бочку, в которой хранился рулон ткани. Говорит, что хозяева спрятали его еще в 1939 году. Так и пролежал этот «клад» в земле 60 лет, при этом ткань отлично сохранилась. Также в музее хранятся свитки торы из телячьей кожи, покрытые золотом. Есть и серебряные стаканчики, из которых пили вино: взрослые – из больших, дети – из маленьких. Кстати, ребятам разрешалось пить вино с 13 лет, но только по пятницам.
Интерес представляет кружка с двумя ручками, которая использовалась в синагоге для омовения рук. Еще один экспонат – магическое зеркало 1903 года. Если зажечь спичку, можно увидеть несколько отражений пламени. Его обычно используют гадалки, они выключают свет и возникает иллюзия коридора между прошлым и будущим. На самом деле старинные зеркала покрывали серебряной амальгамой, вот и всё волшебство.
В бывшем штетле немало знаковых моментов. Само здание музея – это бывшая еврейская корчма, где будущий поэт Сырокомля пишет свое первое стихотворение на польском языке. В переводе на русский оно становится песней «Когда я на почте служил ямщиком».
Виктор Сакель рассказывает, что все экспонаты он собрал здесь, в Мире. В поселке до войны проживало 62% евреев, а мировую известность поселку принесла знаменитая иешива, где обучались студенты из разных стран мира. В прошлом году в Мире был раввин из Аргентины, давший зарок приехать на могилу духовного учителя Лейбовича, похороненного на еврейском кладбище.
– Вот эти бутылочки, – рассказывает хозяин музея, – я нашел на месте сгоревшей в 1941 году аптеки. Они символизируют истребленное еврейское население, и расплавленные показывают те страдания и муки, которые пережили эти люди. После войны в поселок вернулось около 50 евреев, затем в 48-м году многие решили уехать в Израиль.
Гид поведет
Еврейское наследие скоро станет полноценным туристическим продуктом, который получил название «Маршруты по штетлам. Объекты еврейского культурного наследия в трансграничном туризме». Подготовлен он в рамках проекта Польша–Беларусь–Украина. За два года партнеры изучили источники по еврейскому наследию в регионах, организовали несколько экспедиций по бывшим штетлам, создали книги-путеводители, подготовили 35 экскурсоводов.
– Мы имеем маршрут, который охватывает 20 местечек, – говорит Сергей Пивоварчик. – В основном они в Гродненской и Брестской областях – Дятлово, Желудок, Ивье, Кобрин, Лунно, Мир, Индура, Новогрудок и другие. Еще по 20 маршрутов разработаны партнерами в Польше и Украине. Для тех, кто желает более полно познакомиться с еврейским наследием Восточной Европы, подготовлен трансграничный маршрут.
Новым туристическим продуктом уже заинтересовались турфирмы, а также владельцы агроусадеб. Так, например, в Ошмянах работает агроусадьба возле синагоги, некоторые хозяева предлагают еврейскую кухню. Большим подспорьем в новом туристическом продукте участники проекта называют подготовку гидов. По словам заместителя председателя Гродненского областного отделения «Республиканского туристско-спортивного союза» Сергея Коледы, раньше экскурсоводов приходилось приглашать из Минска, теперь есть свои. Кроме этого большое значение имеет и создание специального сайта, где подготовлены три виртуальных туристических маршрута по историческим местам Польши, Беларуси и Украины, которые связаны с еврейским наследием. Также на сайте будут доступны и архивные материалы.