Зачем кипятить солому, какие изделия ручной работы помогают уснуть, и сколько стоит сундук, который создавался на протяжении месяца. Об этом рассказала «Перспективе» мастер соломоплетения  Валентина Кравчук.

Вплела солнышко

Валентину Ивановну застали в одной из комнат музея в деревне Заречанка. На ее рабочем столе – соломинки разной длины, в руках – иголка с ниткой.  Обязательное условие – яркое освещение, чтобы от кропотливой работы не испортилось зрение. Хотя свет, кажется, еще отражают и сами соломенные изделия, расставленные в комнате: сундуки всех мастей, шляпы, корзинки, цветы.

Искусно нанизывая фрагменты будущего изделия на нитку, Валентина Кравчук делится с нами секретами ремесла. Оно тренирует усидчивость и уходит своими корнями в далекое прошлое. Валентина Ивановна посвятила соломоплетению более 20 лет своей жизни.

– Заниматься этим ремеслом меня заставила жизнь. Был период, когда я оказалась без работы и обратилась в центр занятости. Там мне предложили пройти курсы по соломоплетению. Освоила это ремесло и стала руководителем кружка, –  рассказывает мастерица.

Соломка так вплелась в жизнь рукодельницы, что стала неотъемлемой ее частью. Спустя время Валентина Кравчук заслужила звание народного мастера, а ее работы становились всё интереснее и изысканнее.

 – Как сейчас, помню свое первое изделие – сундучок. – Он до сих пор у меня хранится дома. Конечно, сегодня я в нем вижу много огрехов, а тогда он казался мне верхом совершенства, – смеется собеседница.

И швец, и жнец

Мастер соломоплетения – это одновременно заготовитель, технолог и даже портной. Ведь иногда части будущего изделия нужно сшить между собой. Конечно, чтобы создавать изделия, сначала нужно иметь материал. Сырье, по словам Валентины Кравчук, она заготавливает собственноручно: жнет, срезает колоски, чтобы мыши не захотели полакомиться материалом, и сушит. Затем солому необходимо постричь и отсортировать.

– Подготовка материала занимает очень много времени, больше, чем сам процесс плетения. Например, солому необходимо вымачивать, чтобы она стала мягкой и податливой. Однако бывает, что сырье жесткое. Тогда недостаточно просто оставлять в воде, необходимо кипятить. Конечно, качество материала очень зависит от того, какой был сезон: сухой или влажный. А заготавливаю я много, чтобы потом не было дефицита материала, – рассказывает мастер.

К тому же не любая солома подходит. Пшеничная коротковата, тритикале слишком жесткая. Идеальный вариант – рожь. Когда соломка высушена, отсортирована и вымочена, зачастую ее отбеливают, используя перекись водорода, и окрашивают при необходимости. Когда материал готов, включает свою фантазию.

Сувениры в Нидерланды и сундук за тысячу рублей

У каждого мастера соломоплетения свой авторский почерк. Даже какие-то общие элементы два ремесленника делают совершенно по-разному.

– Идеи беру из головы. Увидела какой-то интересный фрагмент, додумала его по-своему – и вот уже совершенно новое изделие. Мне очень нравится делать сундуки. Они у меня разных размеров и форм. Вот недавно попробовала украсить плетеным кружевом. Получилось оригинально, – показывает свои работы Валентина Ивановна.

Особого внимания заслуживает сундук внушительных размеров. И хоть мастер его не выставляет на продажу, но интересуемся, какой могла бы быть цена этого соломенного красавца.

– Давайте посчитаем. Я делала его месяц. Какая у нас среднемесячная зарплата? Плюс материалы. Точно больше тысячи белорусских рублей получится, – улыбается собеседница.

Но свои изделия мастер чаще дарит. Ее племянница живет в Нидердандах. Многие работы Валентины Ивановны перекочевали к ней за границу. Да и в целом соломенные изделия Валентины Кравчук разъехались по всему свету: в Польшу, Германию, Литву, ОАЭ, Вьетнам.

– Когда иностранцы видели эти работы, то не верили, что они из соломки, подходили, трогали, –  рассказывает женщина.

Большая часть работ хранится у Валентины Ивановны дома: шкатулки, конфетницы, сундучки, коробки для рукоделия – более 35 работ.

– У меня есть любимая большая напольная ваза с цветами. В начале своей деятельности, сделала штору из соломы, так она до сих пор «жива». Разделяет у меня в квартире прихожую и кухню. Из планов на будущее – создать большую соломенную куклу. Одну я уже как-то делала, но хочется что-то свежее, новое, – мечтает Валентина Ивановна.

Кстати, хрупкие на вид соломенные шедевры хранятся очень хорошо. Их достаточно протирать влажной тряпочкой от пыли и желательно не ставить на открытое солнце. Всё, что может сделать с ними время,  – чуть уменьшить блеск золотистой соломки, изделия могут потемнеть. Но большой беды Валентина Ивановна в этом не видит.

Золотые паучки

Мастерство плетения из соломки доступно каждому. Но здесь, как и в любом ремесле, важны терпение, усидчивость и аккуратность. Не удивительно, что каждая соломенная шкатулка, шляпа или даже крохотная куколка заряжены энергетикой мастера. – Ведь сколько раз тепло его рук передавалось каждой соломинке.

– Особой энергетикой обладают так называемые пауки. Их делали еще наши предки из соломы лучшего урожая. И такое изделие становилось залогом будущего процветания, достатка в доме. Вешали пауков, как правило, в красном углу. Я в одной из библиотек сделала такого и повесила, так потом посетители, да и сами библиотекари говорили, что он очень успокаивает, вызывает ощущение умиротворения, – отмечает Валентина Кравчук.

Соломоплетение как ремесло насчитывает не одну тысячу лет. Сегодня тайны золотой соломки открываются юному поколению: 3 внучки и 2 внука Валентины Кравчук уже начали перенимать опыт своей бабушки. И недаром ведь художетвенная практика соломоплетения нашего района включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Фото Николая Лапина, видео Юрия Дубовика