В Гродно и Гродненском районе за 2021 год количество электрических и гибридных автомобилей выросло более чем в два раза. Сегодня популярны электрокары. Сколько экономят владельцы такого транспорта на топливе? Насколько готова инфраструктура для его обслуживания и какие опасности следует учитывать в случае ДТП?
Будут одни электрокары
По данным пресс-службы ГАИ УВД Гродненского облисполкома, на 1 декабря минувшего года в Гродно и Гродненском районе зарегистрировано 188 электрических и гибридных автомобилей в списке машин, которые числятся на учете в ГАИ – почти 25 моделей. Судя по этому перечню, известный белорусам электромобиль марки Tesla на сегодня уже не является экзотикой для наших дорог. Их зарегистрировано 39. И эта марка занимает второе место после Nissan Leaf-15.
Эксперты в этой области уверяют, что массовое использование электромобилей наступит в мире и в нашей стране быстрее, чем могут себе представить скептики. Это так же, как было с мобильными телефонами. Еще недавно люди пользовались кнопочными звонилками, а сейчас у каждого в руках мини-компьютер.
– Электромобили – ближайшее будущее. Углеводороды заканчиваются. Да и об экологии нужно думать. Впереди один путь – электротранспорт, – считает эксперт, руководитель автоцентра «Флагман», который специализируется на ремонте гибридных и электрических автомобилей Алексей Семенов. – В Беларуси уже более 6 000 электромобилей. И в ближайшее время их количество вырастет. Вот-вот сойдет с конвейера свой электромобиль, а электроавтобусы уже выпускают на заводе МАЗ и «Белкомунмаш». В некоторых соседних странах уже через три года откажутся от продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Норвегия планирует к 2025-му запретить продажу авто с ДВС. С заявлением о запрете к 2025 году регистрации автомобилей с ДВС выступили в Сингапуре. К 2030 году продажу автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем собираются прекратить в Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Дании, Франции. Исландия, Индия, Япония готовы остановить продажи авто с ДВС к 2030 году.
Дешевле в три раза
Для того чтобы водители электрокаров имели возможность заряжаться быстро, белорусская сеть Malanka устанавливает новые зарядные комплексы, не имеющие аналогов в странах СНГ. Национальный оператор сети ЭЗС – компания «Белоруснефть» – развивает инфраструктуру с 2018 года.
Сейчас под маркой Malanka в стране работают более 600 электрозарядных станций. Только в Гродно их 37 на 16 заправках. А на основных автомагистралях есть станции мощностью 180 кВт, которые позволяют зарядить аккумуляторную батарею на 100 км за 6 мин.
– В 2022 году мы планируем запускать пилотный комплекс с супербыстрой зарядкой, где одновременно смогут получить питание 12 электрокаров. Общая мощность станции будет достигать 1 МВт, что позволит зарядить электромобиль за 10 минут на 340 километров, – проинформировал специалист Malanka, инженер отдела эксплуатации зарядной инфраструктуры Андрей Меркурьев.
По словам специалиста, питание возможно и от бытовой розетки. Правда, на всё уйдет примерно 12 часов, а это подходит не каждому. Что касается стоимости зарядки на станции, то она варьируется от 29 до 39 копеек за 1 кВт. Однако она зависит от скорости зарядки. Если сравнивать с ценами на топливо, то выгода зарядки электричеством существенна – дешевле почти в два раза.
Цена вопроса
Наиболее весомым аргументом для скептиков электромобилей является высокая стоимость этого транспорта.
– Самая дорогостоящая деталь в электрокаре – аккумуляторная батарея. За последние 10 лет ее стоимость упала на 80 процентов. И тенденция на понижение стоимости как батарей, так и электромобилей в целом будет сохраняться, – говорит Андрей Меркурьев.
Новый электромобиль из салона пока что стоит дороже автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, однако, по прогнозам экспертов, в ближайшие пять лет цены на автомобили и электромобили сравняются. Сегодня при ввозе в Беларусь электрокара для личного пользования предусмотрены льготы – это нулевая ставка НДС и таможенной пошлины. Поэтому выгода при покупке электрического автомобиля составляет почти 40 процентов.
– Осенью был на заводе «БЕЛДЖИ», который собирает Geely. В этом году предприятие планирует пройти сертификацию электрических автомобилей Geely Geometry C и, возможно, приступит к выпуску первых электромобилей. Предполагаемая стоимость электромобиля – в районе 30 тысяч долларов. На сегодня для Минска это еще более-менее приемлемо, но для Гродно, считаю, цена велика. Но посмотрим, какую все-таки стоимость укажет продавец, – говорит руководитель автоцентра «Флагман».
По его словам, до сих пор электромобили доставляли в Беларусь из Китая, Америки и Европы. С учетом всех расходов и платежей, в зависимости от модели и года выпуска для покупателей машина выходила в пределах от 15 до 25 тысяч долларов. Имеется, конечно, и более дорогой сегмент электротранспорта. Но такие авто массово не покупают.
Опасность в незнании
Есть еще несколько важных вопросов, связанных с электромобилями в Беларуси и в нашем регионе в частности. Оказывается, пока еще недостаточно специалистов, которые могут технически обслуживать авто.
– К примеру, по ремонту. Электрические автомобили нельзя чинить где-то в гаражах обычному автоэлектрику или автослесарю. В автомобиле имеется высоковольтная батарея, и требуется квалифицированная подготовка специалиста, который может быть допущен к ремонту этого типа машин, – уверяет Алексей Семенов. – В ремонте авто всегда электриков было меньше, чем механиков. А специалиста, который разбирается именно в электрических автомобилях, – найти непросто. Лично я проходил обучение за рубежом и после сдачи экзаменов получил Международный сертификат сроком на пять лет, который подтверждает мою квалификацию как специалиста по электротранспорту и позволяет работать по всему миру.
Специалисты с дилерских центров проходят обучение в учебных центрах представительств компаний, в которых они работают. Сейчас наш собеседник работает с госорганизациями по внесению предложений и разработке документов, которые регламентируют порядок работы с электромобилями в случае аварии, чрезвычайной ситуации.
– В гибридных и электрических автомобилях имеется высоковольтная батарея, напряжение которой в пределах от 200 В до 400 В. Согласно инструкциям заводов-изготовителей, в случае ДТП сотрудники МЧС и ГАИ должны знать, как отключить высоковольтную батарею. Ведь только тогда можно начинать эвакуацию пассажиров из поврежденного автомобиля. Чтобы правильно всё выполнить, нужны инструкции, тренировки, отработка практических навыков взаимодействия служб реагирования, – поясняет Алексей.
Кстати, в декабре на базе «Флагмана» в Гродно прошло первое учебно-тренировочное мероприятие по работе с электромобилями в экстренных ситуациях. Среди его участников были специалисты Национальной академии наук, завода «БЕЛДЖИ», «Белоруснефти», «Белтехосмотра», главного управления МЧС, НИИ МЧС, МЧС по Гродненской области, а также представители ГАИ, скорой помощи. Аналогичные мероприятия запланированы и на 2022 год.
В ТЕМУ
В прошлом году правительство приняло госпрограмму по развитию электротранспорта до 2025 года. В ней предусмотрено налаживание выпуска коммунального, пассажирского, грузового и легкового электротранспорта. За пятилетку его долю планируют увеличить до 30 процентов. Параллельно будет увеличиваться количество ЭЗС, чтобы ни один город Беларуси не остался без зарядных станций.
Для реализации программы был создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт». В его состав вошли такие компании, как МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, «Белкоммунмаш», «Могилевлифтмаш», «Измеритель», ОИМ НАН Беларуси, БНТУ, «ЭТОН-ЭЛТРАНС», «КЕЙДЖИ ИМПЕКС».