Более полугода минуло с тех пор, как «Перспективе» стало известно о грандиозном без преувеличения совершенно новом животноводческом проекте, аналога которому нет на Гродненщине. Речь о строительстве в СПК «Гожа» молочнотоварного комплекса с содержанием аж 1 200 голов дойного стада.

Председатель сельхозкооператива Эдмунд Балюк посвятил тогда корреспондента издания в некоторые детали и характеристики будущего животноводческого объекта. Более чем впечатлила его стоимость – 46 миллионов рублей. Причем, по словам руководителя хозяйства, высота здания превзошла пресловутые «три семерки». Да и по длине, освещенности, микроклимату, воздухообмену, по соотношению площади на одно животное оно оставит их позади. Будут выдержаны все евростандарты. А начать строительство этого уникального комплекса предполагают со строительства сенажных траншей. 

В благоразумности и целесообразности такого амбициозного решения руководству «Гожи» не откажешь. Но, как нередко это бывает, реализация подобных проектов сталкивается с определенными трудностями. На днях корреспондент «Перспективы» поинтересовался у Эдмунда Балюка, на какой стадии осуществления находится проект под условным названием «МТК-1 200». 

–  В прошлом глава правительства Роман Головченко подписал документ о выделении нам кредита на сумму 46 миллионов рублей в Банке развития Республики Беларусь, – пояснил собеседник. – Но стоимость проекта выросла до 70 миллионов. В банке заявили, что на эту сумму не прокредитуют: мол, сокращайте ее, чтобы на 1 июня 2024 года она равнялась 46 миллионам. Банк развития, конечно, известный банк, но он неумолим и «взять его штурмом» у меня не получается. Поэтому мы упраздняем некоторые технологические моменты этого комплекса, чтобы те были приемлемыми как для банка, так и для нас. Потом будем думать, где взять дополнительно деньги.

Что касается проектно-сметной документации МТК, то хозяйство ею располагает в полном объеме, хотя по ходу дела приходится ее видоизменять как в денежном, так и в графическом выражении.  Позднее придется пройти республиканскую экспертизу, тендер по выбору подрядчика.

– Одним словом, волокиты немерено, – досадует Эдмунд Балюк. – Впрочем, количество поголовья остается прежним – 1 200. Мы убираем хозспособ, не телятник на 300 голов скота, а, к примеру, стены с крышей. Затем на хозспособ переводим строительство траншеи, благоустройство объекта, внешние инженерные коммуникации. Те же подъездные дороги, строительство газопровода, линии электроснабжения. Буквально сегодня к вечеру (12 мая – Прим. автора) должна быть сверстана смета строительно-монтажных работ до искомого значения в 46 миллионов. Из них 35,8 миллионов должны составить кредитные ресурсы Банка развития. Всё это чрезвычайно сложно. Несведущему человеку не понять, о чем идет речь. Пока банк выделяет нам 15 миллионов. Крайний срок оформления документов о получении кредитной линии – 31 июля нынешнего года. Я думаю, мы всё-таки уложимся и начнем строить комплекс в этом году. А срок сдачи в эксплуатацию – декабрь следующего года. Впереди еще 18 месяцев. Норматив 21 месяц, но с целью сокращения сроков строительства, уменьшения стоимости, мы всё-таки берем на себя такую обязанность – уложится в 18.

Разумеется, сделать это будет нелегко, но, судя по настроению и желанию, глубине понимания стоящей перед хозяйством амбициозной задачи, руководитель его намерен довести дело до логического конца. Пусть и вопреки заголовку статьи «Гожский размах», опубликованной в начале октября прошлого года. Ведь не Боги горшки обжигают.