Наличие интереса к легковым «электрикам» отмечают и в компании БелДжи, которая планирует в ближайшее время вывести на внутренний рынок электрокар Geely Geometry А. Пока четыре авто проходят активный тест-драйв на дорогах Беларуси, рассказал маркетолог СЗАО «БелДжи» Александр Тугарин. К концу года потребитель получит первую тысячу машин с запасом хода в 550 км. Невзирая на приличную стоимость — в топовой комплектации авто обходится в 30 тысяч долларов, внимание к новинке имеется.
— Мы уже видим спрос, — говорит мой собеседник. — Только за время открытия предварительной записи и участия в выставке компания оформила предзаказы более чем на 200 экземпляров.
Что ж, казалось бы, задел есть. Но существуют и проблемы. Например, надо признать, что с электробусами, по крайней мере пока, в большей степени знакомы лишь жители Минска. Здесь в автопарке — около сотни экземпляров этих электроновинок. В меньшей — жители регионов. И это при актуальной проблеме старения транспорта городских автопарков. А ведь согласно Комплексной программе развития электротранспорта на 2021–2025 годы, на перспективу до 2030-го пассажирский транспорт в Минске и областных центрах будет электрическим. Просчитана даже суммарная прогнозируемая потребность на ближайшую пятилетку — почти 2,5 тысячи единиц. Речь об электробусах и троллейбусах с запасом автономного хода.
Предприятий-производителей этой техники даже внутри страны как минимум два. К ветерану отечественного электромобилестроения «Белкоммунмашу» недавно присоединился МАЗ, сообщил технический директор ОАО «Минский автомобильный завод» Александр Кравченко. По его словам, результатом пилотного проекта предприятия уже стал десяток электробусов, курсирующих по стране. Здесь планируется ежегодно выпускать до 300 единиц техники — троллейбусов и электробусов.

Что мешает нарастить число электробусов в городах страны уже сейчас? Оба производителя называют высокую стоимость в сравнении с другими видами транспорта. Традиционно выше спрос на троллейбусы, теперь уже с автономным ходом, отмечает Виталий Шкуратов. Но поскольку «Белкоммунмаш» большую часть компонентов, в том числе электрику и батареи автономного хода, изготавливает своими силами, возможности для снижения цены имеются. Вопрос решают объемы закупок.

— Пока электробус от МАЗ на 60 процентов импортный. А треть от цены — это батарея. Белорусские на сегодня кузов, элементы электрики и электроники. Идет работа над снижением цены. Отдельные элементы переводим на белорусское или китайское производство, сотрудничаем с Объединенным институтом машиностроения НАН. Плюс нашего электробуса в том, что он полностью унифицирован с автобусом. Помимо внешнего сходства, это означает, что их можно собирать на одной линии.
Еще одним препятствием для более активного применения электробусов, по мнению производственников, все еще остаются сложности с зарядной инфраструктурой. Хотя, как заверяет заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик, совсем скоро и этот вопрос решится. Наряду с новыми заправками для легкового транспорта предприятие впервые поставит комплексы для электробусов.
— В целом сегодня в стране 450 зарядных станций для электромобилей, к концу 2021-го их число вырастет до 600. В тех локациях, где есть спрос на зарядку электромобилей, мы планируем ставить супербыстрые комплексы как для электромобилей, так и для электробусов. Первый супербыстрый зарядный комплекс для электромобилей будет запущен в июле 2022 года.