Важность диверсификации топливно-энергетических ресурсов, используемых каждой страной, сложно переоценить. То, что нельзя делать ставку на одно, пусть даже самое экологичное направление, показал топливный кризис ряда европейских государств. Природный газ, атомная энергия – основные составляющие системы энергобезопасности Беларуси. О том, насколько важное место в этом списке занимают местные виды топлива (МВТ), о сложностях в развитии ветроэнергетики, перспективах применения энергии водорода и в целом устойчивости энергосистемы страны к новым вызовам корреспондент «Р» узнавала у завотделом развития топливно-энергетического комплекса НИЭИ Министерства экономики, кандидата технических наук, доцента Василия Моисеева.
Энергия… сквозняков
– Василий Викторович, одно из перспективных направлений развития мировой энергетики – возобновляемая энергетика. Каковы ее перспективы в Беларуси?
– Планируется, что к 2025 году установленная электрическая мощность возобновляемых источников энергии (ВИЭ) составит около 700 мегаватт. Удельный вес производства первичной энергии из ВИЭ к валовому потреблению топливно-энергетических ресурсов достигнет уровня 7–8 процентов. Много это или мало? Все зависит от экономической целесообразности. Убежден: бездумно гнаться за показателями в этой сфере не стоит, так как электроэнергия от ВИЭ по-прежнему дорогостоящая, а вопросы утилизации некоторых элементов отработавших электрогенерирующих установок еще не решены (лопасти ветроустановок, аккумуляторные системы и др.). И эта проблема не только наша, но и общемировая.
Однако имеется потенциал увеличения использования местных видов топлива, а значит, и сокращения потребления импортного природного газа. Напомню, что лесистость Беларуси превышает 43 процента. В 2021 году в стране добыто более 1,6 миллиона тонн торфа, что составило около 10 процентов мировой добычи и обеспечило нам третью (!) позицию в мире по данному показателю.
– Много споров было по целесообразности использования в стране энергии ветра. Как вы оцениваете перспективы развития у нас ветрогенерации?
– Ветрогенерация в Беларуси не носит такого глобального масштаба, как, к примеру, в Европейском союзе. Тем не менее это перспективное направление в энергетике. Для нашей страны целесообразнее обратить внимание на разработку и производство мини-ветроустановок, где используется не энергия больших массивов воздуха, а искусственно созданные или естественные перепады атмосферного давления (проще говоря, сквозняки). Их преимущество – в сравнительно низкой стоимости, а значит, возможности разгрузить объединенную энергосистему страны за счет их использования населением на приусадебных участках, в многоквартирном жилом фонде, труднодоступной малозаселенной местности. Например, размещение системы из таких ветроустановок в чердачных помещениях или на технических этажах позволит как минимум обеспечить освещение подъездов и прилегающей к дому территории. При этом утилизация небольших лопастей будет гораздо более простой. Потенциально такие установки можно разработать и предлагать не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.

ВИЭ нужно развивать
– В 2021 году в промышленную эксплуатацию был введен первый энергоблок БелАЭС, не за горами ввод второго. Что изменится в энергосистеме страны и какие перспективы это сулит экономике?
– БелАЭС позволит заменить четверть всего потребляемого в стране газа. При этом снижается зависимость энергетики страны от этого вида топлива. С вводом второго энергоблока в промышленную эксплуатацию общий объем выработки электроэнергии на БелАЭС составит более 18 миллиардов киловатт-часов. Это уже около 40 процентов внутренних потребностей страны в электроэнергии. Государство получает надежный и экологичный источник энергии.
Но это совсем не означает неактуальность ВИЭ. Строительство АЭС – долгосрочный проект. Планирование развития ВИЭ в Беларуси осуществлялось с учетом развития атомной энергетики, а не как дань моде. Здесь важен другой фактор – уменьшение доли природного газа в электро- и теплоснабжении страны. Поэтому ВИЭ, несомненно, следует развивать. Не только ветрогенерацию, но и использование энергии воды, энергии солнца и геотермальных источников. Главное условие при этом – экономическая целесообразность. Завышенные тарифы на электроэнергию снижают уровень конкурентоспособности нашей продукции.

– Рост электропотребления – одна из ключевых задач с учетом ввода БелАЭС. Какова динамика по этому показателю? И как повысить эффективность использования избытка установленной мощности электрогенерирующей системы страны?
– Увеличение электропотребления и снижение нагрузки на окружающую среду – несомненный приоритет в развитии экономики. По итогам 2021 года электропотребление в стране выросло более чем на 6 процентов (на 2 миллиарда киловатт-часов по сравнению с 2020 годом). Причем прирост обеспечен как реальным сектором экономики, так и населением. Несомненно, положительная динамика просматривается, и темпы роста будут с каждым годом только увеличиваться.
Расширить электропотребление у нас в стране можно, развивая электротранспорт, строительство электродомов, тепличных комплексов в сельском хозяйстве и многое другое. Кроме того, строя объекты по производству водорода, его возможно использовать и как источник энергии, и как средство накопления и хранения энергии. Это энергоемкое производство позволит нивелировать сезонные спады потребления электроэнергии, в том числе и в ночное время.

Водородная перспектива
– Кстати, о водороде. Тема водородной энергетики сейчас на слуху. Насколько широка в мире область ее применения?
– Водород имеет ряд преимуществ перед традиционными видами топлива. При сгорании он выделяет значительно больше энергии, чем природный газ, бензин или дизтопливо. Это экологически чистое топливо. А еще запасы водорода в природе практически безграничны. Область применения Н2 охватывает химическую промышленность, ТЭК, машиностроение, сельское хозяйство, медицину, пищевую промышленность, военно-промышленный комплекс, авиа- и ракетостроение, металлургию и многое другое. Однако несмотря на эти несомненные преимущества, рост водородной энергетики в мире пока не наблюдается, так как водород нужно получать из других источников. Сейчас цена 1 килограмма водорода значительно превышает стоимость 1 килограмма сжиженного газа, что делает его применение в промышленном масштабе нецелесообразным (при наличии природного газа в достаточном объеме).
Однако эксперты отмечают: если инвестиции в технологии производства водорода станут столь же успешными, как в ветровую и солнечную генерацию, то себестоимость его производства к 2050 году может снизиться до 0,7–1,6 доллара за килограмм. Тогда это будет сопоставимо с аналогичным показателем для природного газа. Именно к этому времени и прогнозируется расцвет водородной энергетики. И нам следует этот момент не упустить.

– В каких областях экономики применение водорода позволит достичь значительного эффекта? И каковы перспективы развития водородного направления в Беларуси?
– В числе перспективных областей экономики – машиностроение. Среди компаний, которые производят такие автомобили, – Toyota, Honda и Hyundai. Разработкой автомобилей на водородном топливе занимаются также Daimler, Audi, BMW, Ford, Nissan и др. Но это легковой транспорт. Еще одно перспективное направление – общественный транспорт. Уже создан и работает на различных маршрутах в Москве гибридный водородный электробус CITYMAX российской сборки. Такому гибриду не нужны зарядные станции: всю необходимую энергию он получает из водородных топливных элементов. Именно генераторы и заряжают аккумуляторы электробуса. Запас хода только на батареях составляет около 35–50 километров. Но с подзарядкой от топливных элементов водоробус может пройти все 350 километров (эффект в семь раз!). Увеличенный пробег на одном баке плюс отвязка от внешней электросети делают электробус перспективным общественным транспортом.
В числе важных направлений – беспилотная авиация. Протяженность Государственной границы Республики Беларусь – более 3,5 тысячи километров, а это значительные площади заболоченных труднопроходимых участков. Для контроля за ними не обойтись без беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Они нужны не только для пресечения браконьерства, нарушений границы, но и для обнаружения очагов возгорания лесов, поиска заблудившихся граждан, оценки масштабов стихийных бедствий и многого другого. Электроводородная тяга даст беспилотнику высокий запас хода (до 100 километров), снижение затрат на эксплуатацию и бесшумность. Такого типа БПЛА используют в «Газпроме» для доставки полезных грузов в труднодоступные места тайги. Эффект от использования электроводородных двигателей по сравнению с электродвигателями – до семи (!) раз.

Пока цена 1 кг водорода значительно превышает стоимость 1 кг сжиженного газа, что делает его применение в промышленном масштабе нецелесообразным.
– Что ожидать белорусам в ближайшей перспективе? Достаточно ли устойчива энергетика страны к внешнему санкционному давлению?
– В ближайшее время ожидается увеличение количества электрогенерирующих объектов ВИЭ (в том числе и МВТ), совершенствование системы энергоменеджмента и ежегодное снижение удельных расходов ТЭР на производство продукции (работ, услуг), включая производство тепловой и электрической энергии.
Промышленное производство водорода в стране в ближайшей перспективе маловероятно, но рост интереса к данной тематике очевиден. Направление крайне перспективное и заслуживает пристального внимания со стороны наших ученых как минимум.
Санкционному давлению Беларусь подвергается с 1995 года и, как показал опыт, вполне способна ему противостоять. Топливно-энергетический комплекс страны не зависит от импорта из стран Евросоюза и США, других государств, примкнувших к ним. Поэтому существенных изменений из-за санкций в ТЭК Беларуси не предвидится. Экспорт электроэнергии осуществлялся в незначительных объемах, а экспорт продуктов нефтепереработки переориентирован. Сложности есть, но они решаемы и однозначно будут решены.
