Гродненский райисполком попытался помочь организациям продержаться на плаву в условиях пандемии коронавируса.
 
Пассажирские перевозчики и здравницы, которые зарегистрированы в Гродненском районе, за II и III кварталы заплатят налог на землю и недвижимость с пониженным коэффициентом 0,25. При этом для санаториев в этот период будет действовать уменьшенный коэффициент арендной платы – 0,4. 
 
Как пояснили в отделе экономики, торговли и услуг Гродненского райисполкома, прежде всего учитывали мнение наиболее пострадавших предприятий. Напомним, что санатории Гродненского района жаловались на недостаток клиентов, а потом и вовсе месяц простояли «на замке». 
Все предоставленные льготы касаются платежей в местный бюджет. Их регулирует Указ Президента № 143 «О поддержке экономики» от 24 апреля. К слову, райисполкомы вправе установить указанные в документе преференции организациям из списка,  которые на их взгляд пострадали больше всего.   
 
По отсрочке налога на прибыль никто из Гродненского района не обращался, хотя указ оговаривает такую льготу. Если о ней заявят –  рассмотрят в индивидуальном порядке. Льгота предоставляется на полгода. Затем оплату потребуют равными долями. Воспользоваться отсрочкой могут фирмы, которые перевозят пассажиров, предоставляют бытовые и туристические услуги, а также общепит и гостиницы. 
 
До этого в Гродненской области в два раза уменьшили ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей и тех, которые работают как физические лица. Гродненский облисполком принял соответствующее решение. 
 
 – Средний и малый бизнес больше всего надеялся на уменьшение платежей за аренду, у него взято взаймы 75% от всех  ресурсов: имущество, техника, земля, – пояснил председатель Гродненской областной ассоциации предпринимательства Игорь Черняков.
 
Собеседник обратил внимание на дополнительные действенные преференции, которые актуальны для предприятий региона: 
 
При покупке неиспользованного имущества можно рассчитывать на отсрочку платежей. Эта мера стимулирует деловую активность, – считает Игорь Черняков.
 
Кроме этого, для предприятий «заморозили» их задолженность по оплате за энергоресурсы с 31 декабря 2019 года. Теперь организации могут не бояться начисления пени, штрафов и пересчета долга, исходя из курса доллара. Мера стала актуальной для производств, к примеру, по деревообработке, а также для транспортных организаций.  
 
Из суммы, с которой взымают налог на прибыль, вычли затраты на дезинфицирующие средства и противоэпидемиологические товары. На бюджете небольших фирм подобные закупки не отразились. А вот средние и крупные производства много тратили на антисептики и СИЗы для своих сотрудников.
 
В некоторых случаях льготы предоставляются на местах, локально. К примеру, на рынке «Южном» в два раза уменьшили плату за место, – уточнил собеседник.
 
Игорь Черняков указал и на «подводные камни» новых правил:
 
 
Разрешили проводить внеплановые проверки. Понятное дело, что санитарная служба должна проверять магазины при нестабильной эпидемической ситуации. Но документ дает «зеленый свет» на ревизию ценообразования, антимонопольной политики, рекламы Министерством антимонопольного регулирования и торговли. К тому же, субъектов могут проверить на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, ЕАЭС. А ведь Декрет №7 установил двухлетний мораторий на проверки.
 
Черняков считает, что не в пользу предприятий скажется увеличение перечня товаров и услуг, цены на которые можно регулировать. Сюда попали, к примеру, услуги частных нотариусов, перевозчиков, коммунальные услуги, алкоголь крепче 28%. Вместе с тем бизнес-активность сегодня оживает.
 
Многие предприниматели уже оптимистично смотрят в будущее. Можно сказать, что сейчас бизнес переживает этап становления. Но, безусловно,  выжили не все. Прежде всего исчезли те, кто был занят в малом бизнесе, пользовался ограниченными ресурсами и не имел возможности перестроиться. Допустим, предприниматель на своем автомобиле занимался грузоперевозками: заказы исчезли, а ресурсов найти иную нишу не было, – пояснил Игорь Черняков.