Главное управление МАРТ по Гродненской области призвало сельхозпредприятия участвовать в процедурах прямых государственных закупок. Пока эту нишу занимают только посредники, которые имеют большую прибыль.
Сельхозпроизводители не поставляют свою продукцию в социальные учреждения: больницы, комбинаты школьного питания, армейские столовые.
– В то же время это крупные объемы. К примеру, на квартал Лидской ЦРБ необходимо 20 тонн моркови, около 45 тонн картофеля, 25 тонн капусты. Эту продукцию поставляют частные фирмы. В хозяйстве «Можейково» отпускная цена килограмма моркови 22 копейки, а поставляют ее в больницу уже по 86 копеек, – пояснила начальник главного управления МАРТ по Гродненской области Светлана Сивирчукова, приглашая СПК и фермеров к участию в государственных закупках.
Собеседница указала на то, что хоть производители напрямую работают с торговыми сетями, кошельки покупателей страдают из-за завышенных надбавок. Более половины товара идет не в магазины, а в распределительные центры торговых сетей, стоимость хранения овощей в которых сказывается на конечной цене.
– Вместо 30-процентной надбавки на сельхозпродукцию, рекомендуемой Постановлением Совмина №542 в отношении социально значимых товаров, овощи попадают на прилавки с стопроцентной надбавкой, а иногда и с 350-процентной, – рассказала представитель МАРТ по Гродненской области.
К примеру, отечественные сельхозпредприятия снизили цену на томаты из-за возросшей конкуренции: закупочная стоимость варьировалась от 34 до 55 копеек за килограмм, а покупателям магазины предлагали помидоры уже по 1,99 рубля. Только в последнюю неделю цена упала до 1,19 рубля. Светлана Сивирчукова предложила производителям, подписывая договоры с торговыми сетями, оговаривать то, что их скидка скажется на кошельках покупателей.
Главное управление МАРТ по Гродненской области обратило внимание сельхозпредприятий на качество товара, на которое жалуются магазины. Продукция приходит без удобной тары и без калибровки. В итоге сети порой возвращают ее из-за того, что не могут перебрать. Чтобы заработать, производителям на сегодняшний день надо прибыльно реализовать товар, упаковать и подать качественным на полки. В магазинах большое количество продукции местных фермерских хозяйств и СПК лежит в упаковке частных фирм.
– Понимаю, что производители должны проделать самостоятельно долгий путь до магазинов, но это скажется на их собственной прибыли и приемлемой цене для покупателей, – подытожила Светлана Сивирчукова.