Усугубляющийся в мире продовольственный кризис вынуждает специалистов животноводческой отрасли уделять еще более пристальное внимание содержанию скота и его здоровью. Как справляются с этим животноводы Гродненского района, корреспондент «Перспективы» расспросил начальника ГУ «Гродненская ветеринарная станция», главного ветеринарного врача района Сергея КРАВЦЕВИЧА.
– Сергей Геннадьевич, Президент Беларуси Александр Лукашенко, принимая с докладом министра сельского хозяйства Ивана Крупко и вице-премьера Александра Субботина, особое внимание обратил на организацию содержания скота и обеспеченность его кормами. С вашей точки зрения, животноводов района не в чем упрекнуть? Крупный рогатый скот в хозяйствах сыт и здоров или все-таки есть на что обратить внимание руководителей сельхозпредприятий?
– К сожалению или к радости, моя должность не позволяет хвалить, а чаще приходится упрекать и находить изъяны в технологии производства продукции животноводства. Однако, по всей видимости, это приносит свои плоды – уровень животноводства в районе на достаточно высоком уровне. Есть, конечно, вопросы к некоторым хозяйственникам, но специалисты чутко реагируют на замечания. Что касается сытости и здоровья скота, то как продуктивное животное накормишь, так оно и чувствовать себя будет. Качество кормов в хозяйствах имеет довольно высокий уровень, а количество заготовленных вселяет уверенность в полнорационном питании скота. Ежегодно на протяжении всей кормозаготовки ведем постоянный лабораторный и визуальный контроль. За последние несколько лет кормов всех видов, по качеству относящихся к неклассным, зараженным амбарными вредителями зерна, в районе нет. Малейшее отклонение в качестве на стадии заготовки вынуждает хозяйства применять необходимые меры.
– Особая тема – сохранность животных. Благодаря чему, на ваш взгляд, вопрос падежа скота в СПК Гродненского района не стоит столь остро, как у других на Гродненщине?
– Вот тут, скорее всего, наоборот. Именно потому, что данный вопрос находится на крайне высоком контроле, мы имеем устойчивый минус по падежу и общему непроизводительному выбытию скота. Вопрос сохранности животных на местах поставлен на уровень личной ответственности руководителей и специалистов.
– На какие зоотехнические промашки, сказавшиеся на здоровье скота, вы бы в первую очередь обратили внимание?
– Важнейшее – сбалансированность рационов кормления скота, исходя из его продуктивности. В погоне за увеличением надоев мы заставляем животное работать на износ в прямом смысле этого слова. Естественно, ведь стратегический продукт для нас очень важен. Да и непозволительно надоить меньше, чем в прошлом году, но ряд хозяйственников забывает вовремя восполнять затраты организма животных на производство молока и телят.
– Есть ли в районе такие животноводческие комплексы, фермы, у которых нет возможности достойно выхаживать и содержать молодняк? На ваш взгляд, как необходимо поступать в таком случае?
– Старых ферм у нас в районе единицы. Но на них также выдерживаются требования современных регламентов. Ряд ферм, которые не успевали за технологиями, пришлось освободить от скота для проведения реконструкции. К примеру, старые фермы в Житомле, Казимировке. На подходе – в Белых Болотах.
– Под занавес прошлого года КГК РБ и Генпрокуратура, проанализировав проблему падежа скота в сельхозорганизациях, пришли к выводу, что на местах порой искажают статистику, скрывая реальный падеж его фиктивной реализацией населению и работникам СПК. Имеют ли место такие факты у нас?
– До сокрытия фактов падежа наши сельхозпредприятия не опустились. По крайней мере, прямых сведений я не имею. Однако реализация населению и работникам СПК мяса крупного рогатого скота в хозяйствах осуществлялась. Данными вопросами и занимаются правоохранительные органы. Дело в том, что на ровном месте может случиться беда и ситуация обязывает произвести вынужденный убой животного, как говорят, осуществить прирезку. Но это делается для того, чтобы не допустить падежа животного. Не всегда на местах могут решить в рамках правил, что делать с мясом. Те же гласят, что реализовать его после вынужденного убоя можно только в случае проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и бактериологического анализа на мясоперерабатывающем предприятии, имеющем производственные мощности по изготовлению мясных изделий после проварки. Попросту говоря, мяса от прирезанных животных в сыром виде в хозяйствах быть не должно. Но, к сожалению, нечистые на руку хозяйственники и различного рода предприниматели могут в обход государственной ветеринарной службы, без ветеринарных сопроводительных документов забрать такое мясо и использовать на свое усмотрение. А о криминальной стороне вопроса с такими дельцами даже и говорить не хочется. Скажу лишь, что все фамилии таких «предприимчивых» граждан известны и нам, и органам.
– Вынося предписание в порядке надзора тому или иному хозяйству, всегда ли ваша ветеринарная служба контролирует его исполнение?
– Постановления Совета Министров РБ, регламентирующие порядок проведения мероприятий технического характера и иных надзорных работ, обязывают установить сроки устранения любых выявленных нарушений. Мы обязаны проверять их исполнение, так как неисполнение предписанного влечет за собой вынесение административного взыскания в виде штрафа и возможную приостановку производства.
– Генпрокуратура, помнится, предложила смягчить санкции за нарушения ветеринарных правил для предприятий АПК и сделать их максимально соответствующими тяжести нарушения. Мол, в таком случае статистика в хозяйствах станет прозрачной. Вы разделяете это мнение?
– Санкция за нарушение должна быть такой, чтобы не опустошила карманы нарушителя, а заставила его задуматься о содеянном. Однако смягчение наказаний всё же произошло. Предыдущая статья 15.38 КоАП РБ (нарушение ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований и процедур) предусматривала наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. На индивидуального предпринимателя – от ста до двухсот, а на юридическое лицо – от двухсот до пятисот базовых величин. Нынешняя статья 16.28 КоАП РБ влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин. На индивидуального предпринимателя и юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых. А еще раньше по аналогичной статье предусматривался такой вид взыскания, как предупреждение. По моему личному убеждению, эта мера воздействия давала шанс нарушителю исправить всё самому. А если уж не доходит – раскошеливайся.
– Как вы оцениваете профессиональный уровень ветврачей в хозяйствах района? И существует ли проблема дефицита специалистов в отдельных из них?
– Профессиональный уровень на местах достаточно высок – сказывается тщательный отбор кандидатов на данные специальности. Высок и уровень подготовки специалистов в наших учебных заведениях. По поводу дефицита отвечу так: остро вопрос не стоит, однако ряд руководителей хозяйств как будто бы не понимают, что профессия дефицитная и специалистам на местах нужно предоставить достойное жилье и заработную плату. Условия работы ветеринарных врачей в сельхозорганизациях далеки от условий труда в ювелирном салоне, и это нужно компенсировать. Энтузиастов становится всё меньше и меньше. Каждому хочется «продать» себя и свои знания подороже.