Прогнозы на восстановление допандемийного уровня перелетов остаются неутешительными, билеты на самолеты, по всей вероятности, будут дорогими.
После сокращения авиасообщения в 2020 году компании восстанавливаются медленно. Согласно недавнему исследованию немецкой страховой компании Allianz Trade, накануне кризиса 2020 г. мировой авиапарк получил около 1600 пассажирских самолетов. В текущем году это значение, скорее всего, достигнуто не будет. Авиакомпании по-прежнему будут получать сравнительно мало новых пассажирских авиалайнеров, что не отразится на их миллиардных прибылях.
Для авиаперевозчиков резкое увеличение спроса в сочетании с падением цен на керосин означает, что они, вероятно, в любом случае получат значительную прибыль. Авиакомпании будут продавать пассажирские билеты намного дороже, чем в 2019 г., и увеличивать свой доход.
По данным Allianz Trade, рейсы между США и Европой за год стали в среднем на 23% дороже.
«После трех лет колоссальных убытков авиационная отрасль может вернуться к прибыльности в 2023 году – это раньше, чем ожидалось», – сказал глава Allianz Trade Мило Богартс. «Однако нехватка пропускной способности остается слабым местом. Это должно на какое-то время замедлить рост доходности авиакомпаний. Для потребителей же такое положение вещей означает, что полеты, вероятно, останутся дорогими».
Согласно прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), крупные перевозчики ожидают в 2023 г. профицит (превышение доходной части над расходной) в размере 9,8 млрд долларов. Для сравнения, до пандемии в 2019 г. авиакомпании получили прибыль в размере 26,4 млрд долларов при высоком уровне эксплуатации самолетов.
Согласно оценке экспертов, в этом году авиабилеты на некоторые направления стоят на 46% дороже, чем в прошлом. По сравнению с 2021 г. цены на билеты некоторых авиакомпаний выросли вдвое. Некоторые путешественники платят по ценам, которые более чем на 40% превышают уровень 2022 г., особенно за билеты авиакомпании Lufthansa, а также швейцарской дочерней компании Swiss.
По оценкам IATA, в текущем году мировой пассажиропоток вырастет до 4,35 млрд пассажиров. Это будет всего на 4% ниже уровня 2019 г. Многое зависит от человеческих ресурсов. В прошлом году в аэропортах Германии, к примеру, иногда царил хаос, в основном из-за нехватки персонала.
В 2022 г. количество так или иначе связанного с авиацией персонала сократилось на 20% по сравнению с докоронавирусным уровнем. Во время пандемии многие сотрудники аэропортов и авиакомпаний сменили профессию, вышли на пенсию или уволились. Однако не исключен возврат некоторых из них или восстановление штата при помощи новых сотрудников.