Гродненская область граничит с Польшей и Литвой. Поэтому интерес к тому, что происходит на границе, у наших жителей особый. О том, почему выросли очереди перед пунктами пропуска, о пломбировании авто, продовольственном эмбарго, а также об изменениях в сфере таможенного регулирования рассказали журналистам в Международный день таможенника.
Растущий поток
Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский пояснил причины очередей на границе с Литвой и Польшей. По его словам, за последние два года из пяти пунктов пропуска на польском направлении границы закрыты три. Два из них перестали работать еще в 2020 году из-за коронавируса. Это была инициатива сопредельной стороны. В конце 2021 года польская сторона закрыла пункт пропуска «Кузница Белостокская». С белорусской стороны это «Брузги».
– Перевозчики оказались не готовы к закрытию. Тем более что это произошло в конце года, когда идет наибольший грузопоток, импортеры и экспортеры стараются закрыть свои контракты, – отметил председатель ГТК.
Как стало известно, у белорусской таможни по всем направлениям по каждому пункту пропуска есть соглашения с сопредельной страной о количестве оформляемых транспортных средств (то есть принимаемых к себе).
– На въезд всегда оформление сложнее, контроль больше, так что очередь зависит от того, как соседи принимают автомобили. Последние два-три года мы видим регулярно очереди на литовском направлении, потому что коллеги не всегда выполняют нормативы, – пояснил собеседник.
Кроме того, с прошлого года литовская сторона реконструирует самый большой пункт пропуска на границе с Беларусью – «Мядининкай». С момента реконструкции его пропускная способность сократилась в два раза.
В то же время сохраняется тенденция к увеличению трансграничного грузопотока. В 2021 году через таможенную границу проследовало свыше 2,4 млн грузовых автотранспортных средств. Это на 5,6% больше, чем в 2020 году.
Навесили пломбы
В конце 2021 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета было принято соглашение об использовании навигационных пломб на автомобилях для отслеживания перевозок.
– Мы начали применение пломб еще в 2020 году. Ранее их применяли только в отношении перевозчиков, по которым есть информация, что они нарушают таможенное законодательство. Сейчас используем пломбы на литовском и польском направлениях. Этот механизм позволяет сократить количество таможенного контроля непосредственно на границе, сопроводить транспортное средство либо в ведомственный пункт таможенного оформления, либо до выезда с территории Беларуси, – рассказал Владимир Орловский.
Одновременно таможней контролируется порядка 4 тысяч транспортных средств с такими пломбами. С начала применения (в 2020 году) навесили уже 235 тысяч навигационных пломб. Стоимость для перевозчика этой услуги – 10 базовых величин.
Санкционная «запрещенка»
С 1 января Беларусь ввела ответные санкции на ряд товаров из недружественных нам государств. Список большой. В перечне «запрещенки» – мясо крупного рогатого скота, свинина, ряд субпродуктов, молочная продукция, овощи (кроме предназначенных для посева), кондитерские изделия и другие товары.
– С начала года мы уже не пропустили на территорию страны 29 грузовиков, которые везли запрещенный товар под видом другого. Были составлены соответствующие протоколы. Мы не только работаем по внешней границе в пунктах пропуска, но и мобильными группами контролируем белорусско-российский участок границы, чтобы оттуда не завезли товары, которые у нас запрещены, – заметил Владимир Орловский.
Одно из последних нарушений выявлено в пункте пропуска «Бенякони». Партию печенья везли из Великобритании. По документам значилось, что страна происхождения Турция, а при досмотре товара оказалось, что Испания. Другая машина перевозила 4 тонны жидкого шоколада. По документам он вообще не был заявлен.
Что новенького?
С 25 июля этого года вступят в силу изменения в Закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». В нем скорректированы правила по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин, совершению таможенных операций, проведению таможенного контроля и процедур. Определены новые особенности порядка и условий перемещения через границу ЕАЭС отдельных категорий товаров, а также регламентирована деятельность в сфере таможенного дела.
Кроме того, стало известно о намерении создать с 1 июля совместный российско-белорусский центр, который будет мониторить таможенные операции на всей территории Союзного государства.
КСТАТИ
В 2021 году в республиканский бюджет поступило 10 млрд 565 млн рублей платежей, контролируемых ГТК, что на 19% больше, чем в 2020 году.