Три года назад производители куриных яиц впали в уныние: их продукция сильно подешевела. Тогда яйца с фабрик в магазины реализовывали по «бросовым» ценам, отгрузки в Россию стали убыточными. Сегодня ситуация на этом рынке «потеплела», но по-прежнему на предприятиях говорят о низкой рентабельности продукции. 
 
В летний период продажи яиц традиционно падают. Производители связывают это с деятельностью, которую разворачивают конкуренты, – дачники и сельчане. 
 
Выживают за счет вала
 
Скидельская птицефабрика – единственное крупное предприятие государственной формы собственности, которое специализируется на производстве яиц в Гродненском районе. Это направление здесь начало развиваться с тех пор, как скидельчане взяли «под крыло» убыточное ОАО «Слонимская птицефабрика». Три года назад на слонимском предприятии говорили о том, что не могут удержаться на плаву из-за отсутствия рынков сбыта. Крупные торговые сети заняли гиганты – солигорская и минская птицефабрики, предоставившие оптовикам большие скидки и бонусы.
 
На сегодняшний день скидельское предприятие использует почти все площади Слонимской птицефабрики. Куры-несушки содержатся в восьми птичниках. По планам в этом году они должны произвести 68 миллионов штук яиц. За прошлый год на предприятии получили 26 миллионов.   
 
– Сейчас ощущаем сезонный спад цены, стараемся с этой продукцией не уйти в минус. В целом производство яиц не прибыльно, рентабельность невелика. Для нас оно, можно сказать, социально ориентированное. Наша фабрика по-прежнему делает ставку на производство и реализацию мяса птицы. В основном от этого получаем выручку, – пояснил главный экономист филиала «Скидельская птицефабрика» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Артемий Малтабаров. 
 
Львиная доля продукции уходит в крупную торговую сеть. Примерная цена для оптовой реализации – 1,10 рубля. К слову, она не изменилась за два года. Отгрузок в Россию было мало из-за низкой цены. Скидельчане настроились на то, что будут зарабатывать за счет вала продукции на внутреннем рынке.
 
Сворачивают фабрику
 
Гродненская птицефабрика, которая специализировалась на производстве яйца, сворачивает производство. Четыре года назад, когда здесь произошло слияние с бывшим СПК «Коптевка», фабрика работала с 27-процентной рентабельностью. Однако из-за санитарных норм власти приняли решение постепенно сокращать производство и выводить фабрику за городскую черту. 
 
Несмотря на то, что предприятие сворачивало работу и закрывало птичники, в 2018 году его рентабельность составила 20% благодаря высокой яйценоскости кур. К слову, на тот момент на фабрике содержалось около 100 тысяч кур-несушек.
 
Сегодня на предприятии остался один птичник с 48 тысячами кур-несушек. Рентабельность снизилась в два раза. Здесь считают, что если бы не санитарные нормы, которые не позволяют оставить предприятие в черте города, на продукции можно было бы заработать, пусть и немного, ведь спрос на гродненскую продукцию наблюдался. 
 
Нужен бренд 
 
На крупном частном предприятии ООО «БелЯрШпехт» считают, что надо развивать бренд, тогда не будет проблем со сбытом. 
 
– Делаем ставку на высококачественную продукцию. У бренда высокий уровень лояльности клиентов. Это способствует укреплению предприятия. Производство продуктов питания всегда востребовано. Хотя, безусловно, закупочные цены низкие, – пояснила главный бухгалтер ООО «БелЯршпехт» Наталья Ольшевская.
 
Частные предприятия делают осторожные прогнозы относительно развития собственного производства. Сейчас курсы валют растут, а в составы кормов входят импортные компоненты. По этой причине себестоимость продукции может вырасти и варьировать между прибылью и ценовой привлекательностью станет труднее.