Продовольственная безопасность страны во многом зависит в том числе и от того сортового состава, которым располагают земледельцы. Готовы ли селекционеры, ученые-семеноводы, агрономы хозяйств Гродненского района обеспечить качественное производство зерновой и овощной продукции? Немаловажно и то, что до нынешнего года отрасль растениеводства во многом зависела от семенного материала иностранной селекции.
Следует заметить, что ни одна страна в мире не обеспечивает себя целиком собственными семенами сортов и гибридов растений. Подтвердил это корреспонденту «Перспективы» и доктор сельскохозяйственных наук, профессор Гродненского государственного аграрного университета Константин Коледа. По его словам, сегодня мы в состоянии полностью обойтись без иностранных сортов, по крайней мере, пшеницы и тритикале. Но одно дело – селекция, другое – семеноводство, заметил собеседник.
– Внедрение в производство сортов требует определенного времени, – пояснил Константин Владимирович. – На Западе новые внедряются в производство в течение трех-четырех лет. Теперь и мы заметно прибавили в динамике. Огромный шаг вперед сделали, приняв год назад новый Закон «О селекции и семеноводстве в Республике Беларусь». Когда-то российские коллеги на пять-шесть лет отставали от нас в этом плане. Сейчас и там намного динамичнее развивается семеноводство. К примеру, нашим новым сортом пшеницы Ядвися в Краснодарском крае засеяна значительная часть посевных площадей.
Но есть нюанс. Прежде чем создать и внедрить новые сорта в производство, пройдет 10-12 лет, замечает ученый. Три года они проходят конкурсные испытания по месту создания и столько же государственные. Но нам удалось создать систему сортов мягкой озимой пшеницы различных по срокам созревания: ранний, средний и поздний.
– Достоинство сорта той или иной культуры, прежде всего, определяется его урожайностью, – поясняет Константин Коледа. – Никто не районирует новинку, если она будет уступать предшественнице по этому фактору. На втором месте – качество зерна. Хозяйствам не следует делать ставку лишь на один сорт, поскольку почвенно-климатические условия могут быть разными по срокам созревания зерна. Атмосферные осадки выпадают неравномерно. Могут страдать от засухи или избыточного увлажнения как ранние, так и средние, поздние сорта, но в разные годы по-разному. Сроки уборки также имеют значение. Впервые в Беларуси нам удалось районировать такой раннеспелый сорт мягкой озимой пшеницы, как Раница.
Константин Владимирович привел пример государственного сортоиспытания мягкой озимой пшеницы Малия, которая обеспечила урожайность на уровне 133 ц/га! Высокоурожайный сорт создан методом индивидуального отбора из гибридной популяции, полученной путем скрещивания мягкой озимой пшеницы сортов Офелия и Мироновская 808. Еще одна ее заслуга – высокая устойчивость к полеганию.
В прошлом году СПК имени Деньщикова засеял более 30 гектаров новыми сортами. Если хозяйство, вырастив урожай, не пустит его на фураж, а использует на семеноводческие цели, то внушительные посевные площади будут заняты новейшими сортами, прогнозирует ученый.
Тем не менее почвенно-климатические условия Беларуси не позволяют возделывать такую, поистине ценную зерновую, как пшеница твердых сортов. Ее лучше купить. Взять, к примеру, озимый ячмень. Он слабозимостойкий. При морозах 17-18 градусов может погибнуть, что, собственно, часто и наблюдается. Половина посевов примерно вымерзает. Фору им ныне даст та же пшеница сорта Раница.
– Могу гарантировать, – заявляет Константин Коледа, – что и при 21 градусе ниже нуля она не вымерзнет.
Важная деталь. Новые сорта зерновых должны целиком внедрятся в производство, считает собеседник. Причем в течение максимум трех лет.
И тут не обойтись без тандема ученых и практиков. Тесное сотрудничество аграрного вуза с УО СПК «Путришки» – тому лучший пример.
– На опытном поле университета у нас супесчаные почвы, а хозяйство выделило нам земельный участок с дерново-подзолистой и высоким баллом пашни, где мы получаем урожаи свыше 100 центнеров с гектара, – с чувством благодарности отмечает ученый. – Пшеницу нельзя выращивать там, где балл пашни низкий.
Что касается пропашных культур, то земледельцы полностью могут обойтись без импортных сортов картофеля. А вот свекловоды пока зачастую используют зарубежные одноростковые семена. Опять же это связано с почвенно-климатическими условиями. Они не позволяют нам стопроцентно перейти на производство одноростковых гибридов F1, дающих высокую урожайность.
Рапс как не менее ценная сельхозкультура тоже в условиях наших широт довольно прихотлив и очень тяжело переносит морозы в 17-18 градусов, подобно озимому ячменю. Но белорусские ученые создали и по этой культуре более зимостойкие сорта.
В настоящее время, считает Константин Коледа, землепашцы страны, используя семена отечественной селекции, способны обеспечивать продовольственную безопасность практически по всем культурам. Впрочем, благодаря значительному финансированию семеноводческой отрасли, и Россия сейчас пошла семимильными шагами в ней. Уровень высокой урожайности, убежден собеседник, обеспечивается как раз элементами новизны. Стабильность любого урожая в первую очередь – почвенно-климатическими условиями, а уж потом непосредственно сортом или гибридом той или иной культуры. Это непреложная истина.