За январь-июль этого года экспорт картофеля увеличился более чем в 3 раза, сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц на проходившей в Столбцовском районе выставке «Евразийский картофель».
В том основная заслуга 240 специализированных хозяйств, которые дают 70% всего производимого в стране картофеля. И при этом, очевидно, не работают себе в убыток.
Именно специализированных, имеющих соответствующие площади посадки, технику, хранилища, отработанные каналы поставки…
Гектары мешают...
В Гродненском районе таких хозяйств нет. С другой стороны, определенная доля в общем экспорте принадлежит и тем сельхозпредприятиям, которые не ставят картошку в приоритет.
Садить у нас ее почему-то не спешат. Хотя в целом по стране в данной отрасли сельхозпроизводства внедряются новейшие технологии (есть, где перенять опыт) и уровень семеноводства, благодаря достижениям науки, тоже не стоит на месте.
В чем же дело? Руководители и агрономы хозяйств, с которыми я беседовал, словно читая мысли, делали упор в первую очередь на специализацию.
– У нас картофеля мало, всего 20 гектаров. Это баловство, – заметил председатель СПК «Свислочь» Василий Густырь. – Серьезно о картошке можно говорить, если под нее отведено хотя бы 200 га. Но в целом, культура выгодная – в прошлом году получили урожайность 462 центнера. В денежном выражении прибыль с гектара составляет около 33 миллионов рублей. Это неплохо. Правда, в этом году не знаю, как выйдет: погода была такая, что, может быть, соберем уже испеченную (смеется). Ничего, заложим в хранилище…
Более 450 центнеров с гектара – это уже близко к тому уровню урожайности, о котором говорил Леонид Заяц, призывая не удовлетворяться 250-300 центнерами, а, сделав основной упор на увеличение валового сбора, стремиться к 500.
Председателя СПК «Обухово» и главного агронома на месте не оказалось, но в приемной дали исчерпывающий ответ:
– На картошке не специализируемся. И, знаете, не сеем ее уже давно, трудоемкая это культура. У нас другое направление – мясомолочное, и еще очень много выращиваем сахарной свеклы.
В СПК «Прогресс-Вертелишки» под картофель отведено 36 гектаров. Для урожая имеется хранилище на 1 111 тонн, позволяющее отгружать продукцию, ориентируясь на устоявшуюся базу потребителей. К слову, в Вертелишках тоже рассчитывают получить хороший урожай, примерно на уровне прошлого года – около 400 центнеров с гектара. Но опять же, как было замечено, – «профиль хозяйства другой».
Да и не надо тревожить звонками председателя или главного агронома, достаточно заглянуть на сайт СПК «Прогресс-Вертелишки», где черным по белому:
«…Главное направление деятельности – обеспечение животноводческой отрасли высококачественными грубыми кормами и концентратами. Овощеводство не основная отрасль кооператива…»
– Мы не занимаемся картофелем вообще, – сообщил главный агроном СПК "Нива-2003" Иван Матюк. – Производство получается убыточное: нет рынка сбыта, хранилища…
Примерно в таком же ключе дал комментарий председатель СПК «Нива-2003» Генрих Ольшевский: картофель не выращивают, поскольку для хорошей отдачи в этом направлении овощеводства необходимы большие объемы; почва на полях хозяйства каменистая, и опять же – хранилищ нет…
Что имеем – не храним…
Это вторая основная причина, по которой картофелеводство в Гродненском районе носит локальный характер.
– Мало картошку вырастить, ее надо еще отсортировать, доработать и заложить на хранение, – говорит заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Гродненского райисполкома Андрей Юхневский. – А хранилищ у нас очень мало… Не томить же картошку в буртах? Да это и запрещено…
Из разговора со специалистами я понял, что, даже имея подходящий закром, загрузить его одновременно, например, морковью и картофелем нельзя. Для каждого овоща существует свой уровень влажности, температуры и т.д.
Есть и другие сдерживающие факторы: нужна соответствующая техника – гребнеобразователи, опрыскиватели…
И рынок сбыта, если занимаешься картофелем в промышленных масштабах, проигнорировать не получится.
– Почему мало выращиваем? Каков спрос – таков и объем, – так ответил главный агроном СПК им. Деньщикова Геннадий Эйсмонт. – Если отдавать на промпереработку, то получается, что цена не соответствует уровню затрат.
А белорусский рынок уже насыщен…
В СПК сажают картофель на 8-ми гектарах, есть хранилище. Но, по словам главного агронома, нет спроса. Если раньше снимали урожай с 240 га и поставляли продукцию в Москву и Петербург, то теперь спрос упал.
– В прошлом году еле-еле продали остатки, – заметил Геннадий Эйсмонт.
Если общий экспорт вырос, конъюнктура обострилась (на российском рынке торгуют не только белорусской картошкой…), то в этом нет ничего удивительного.
Подробнее читайте в №67 (2 сентября 2015) или в PDF-версии газеты "Перспектива".