Уже сегодня организовано несколько ученических фирм на базе учреждений образования.

Как ученикам открыть свой бизнес в школе и зарабатывать на карманные расходы, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

Ответим сразу: пока никак. Однако предпосылки для этого есть. Уже сегодня в Минске организовано несколько ученических фирм на базе учреждений образования. В будущем их станет больше. Но обо всем по порядку.
 
1.jpg
 
На балансе — лошадь, в штате — возчик

В регионах школьные бизнес-компании стали появляться лет пять назад. Вероятно, там дети более привычны к труду, а значит, и идею поработать после уроков воспринимают активнее. Вот что рассказали в Гольшанской средней школе Ошмянского района, где давно открыта фирма Flores. Дети выращивают в теплицах учебного заведения лаванду, астру, виолу, петунию и другие цветы. Также предлагают огородникам рассаду томатов и перца. Это, можно сказать, круглогодичная занятость. Сейчас, например, черенкуют туи и самшит, а совсем скоро начнут готовить грунт для весенних посадок.

— Дети работают в бизнес-компании во время часов общественно-полезного труда, которые предусмотрены школьной программой. В начале лета они проходят здесь трудовую практику, — рассказывает директор Марина Гайдукевич. — У нас налаженная система производства: есть техника, трактор с прицепом, лошадь, в штате — возчик.

Ребята делу отдаются с душой, не ленятся. Правда, зарплату не получают. И этот вопрос хотелось бы решить. Почему детей, которые работают в ученической бизнес-компании, не поощряют материально? Клиентская база зеленой продукции постоянно растет. Сельсоветы, объекты социальной сферы, дачники готовы покупать и покупают рассаду. Загвоздка — в отсутствии нормативной базы, которая бы регламентировала работу школьных фирм. А между тем идей по организации такой предпринимательской деятельности много. Директор замечает: за примерами далеко ходить не надо — в соседней школе дети производят мебель из дерева.
 
2.jpg
Учебный бизнес-план

С сентября нынешнего года Минский городской институт развития образования запустил в столице экспериментальный проект по формированию предприимчивости у учащихся старших классов. Его суть — обучить ребят бизнес-теории, развить у них ту самую идейную жилку, а после помочь в реализации собственного дела на площадях родной школы.

Этот проект объединил несколько столичных учреждений образования. Присоединились и регионы. Гольшанская средняя школа, например. По мнению участников, вместе можно выработать единый подход к организации ученических фирм, инициировать появление необходимой законодательной базы.

— В Минске в ряде школ запустили факультативный курс «Бизнес-навигатор», — рассказывает педагог Центра дополнительного образования детей и молодежи «Золак» Иван Шамрук. — Это первый этап развития предприимчивости у подрастающего поколения. В дальнейшем планируем выйти на создание учебной фирмы. Сегодня, участвуя в этом проекте, хотим показать городу: потребность у детей в такой самореализации есть! Тем более точно имеется мотивация на зарабатывание денег.
 
3.jpg
 
По словам педагога, который, собственно, и ведет этот курс в столичных школах, у ребят идей выше крыши. Задача учреждения образования — показать алгоритм претворения их в жизнь.

По закону открыть ИП подросток может с 16 лет. Родители только документально подтверждают, что ребенок дееспособен. И тот работает, платит налоги. А вот 13–15-летним школьникам путь в бизнес, получается, закрыт. Некоторые умудряются «заниматься делом» втихаря. Принимают в Интернете заказы, мастерят что-то, создают небольшие приложения и программы для гаджетов и получают копейки за нелегальный труд. На базе школы открыть свою фирму было бы достойным делом.

— На факультатив приходят 8–11-классники. Они все схватывают на лету. Не успеваю дать практическое задание — тут же расписывают на доске готовый бизнес-план, — удивляется предприимчивой хватке современных подростков Иван Шамрук.

Чем еще были бы полезны школьные бизнес-компании? Ребенок мог бы не только попытаться сам ее открыть, но и устроиться на работу в уже действующую. Это как попробовать реальную жизнь на вкус. Не приложишь усилий — не получишь зарплату.
 
Тепличные условия

В столичной школе № 86 четыре года работает ученическая бизнес-компания «Бюро нестандартных поздравлений». За это время в ней отмечалась некоторая текучесть кадров. Например, уволился директор. Но не потому что не справлялся должностными обязанностями. Просто он окончил школу и поступил в вуз. На смену приходят молодые специалисты — ребята 8–9-х классов, которым интересно проводить время после уроков с пользой. Они и маркетологи, и экономисты, и креативные менеджеры.

— Предпринимательство — это не «купи-продай». Толк от собственного дела будет в том случае, если выпускаешь продукт. Тогда в проект вкладывается душа. Обратите внимание: в столице в тренде небольшие компании, где вручную производят бутоньерки, бижутерию, предметы декора. И детям это тоже интересно. Так они могут самовыражаться и, конечно, зарабатывать, — рассуждает директор школы Алексей Сребняк. Он считает, что юным бизнесменам не хватает правовой грамотности:
 
— К сожалению, на уроках обществоведения мы это не проходим. Наверное, необходимо повсеместно открывать детские бизнес-инкубаторы, куда бы ребенок мог прийти и попробовать запустить свое дело.
 

4.jpg

Таким бизнес-инкубатором для учеников стала их родная 86-я школа. Здесь был разработан проект, главная задача которого — вовлечь детей в ролевую деловую игру. Приглашали представителей молодежного инкубатора. Это люди, открывшие свою компанию. Они рассказывали о подводных камнях ведения дела. Была и практическая часть: ученики составляли бизнес-план, исследовали рынок, занимались поиском партнеров, вели переговоры.

Начинали с производства оригинальных поздравительных карточек. Например, поступали заказы от фирмы, оказывающей услуги такси. Дети мастерили открытки в виде машинок, шили мягкие брелоки, продукция потом раздавалась клиентам такси. В качестве платы за работу юным бизнесменам организовывали экскурсии в музеи, походы в театр и кино.
 
Самый большой заказ — более 100 открыток — был от предпринимателя, который занимался реализацией хенд-мэйд-продукции. Объемы воодушевили! Дети справились, подключались к работе даже учителя труда. Теперь у школьной бизнес-компании появилась новая идея: наладить ремесленное производство бумаги из тростника. Целевой рынок — кафе города, которые, чтобы удивить гостей и создать особую атмосферу, используют оригинальные подставки под горячие напитки.

— Из тростниковой бумаги также можно делать сувенирные марки и те же открытки. Мы изучили процесс производства. Экологично, не наносит урона природе. Тростника в Беларуси хватает. Он произрастает на берегах рек и водоемов. Рубим его, вывариваем, заливаем щелочью. Затем следует все это потолочь, а полученную массу тонко раскатать и высушить. Листы бумаги готовы! — поясняет директор школы.

Алексей Сребняк говорит, что их ученическая бизнес-компания воодушевляет на новые идеи не только детей, но и взрослых. Он сам предложил ребятам развить еще один проект — наладить выращивание рассады. Площади для этого есть — помещение бывшей столярной мастерской. Осталось приобрести фитолампы.
 
5.jpg

— Мы постоянно участвуем в конкурсах по озеленению и благоустройству. Каждую весну в больших количествах закупаем примулы, бархатцы, виолы в ботаническом саду. Если будем сами это выращивать, прилично сэкономим. А еще нашими услугами смогут воспользоваться другие школы, — заметил директор.

Иван Шамрук:

— Что нужно сделать, чтобы школы могли нанимать своих же учеников на работу и выплачивать им зарплату? Необходим законодательный акт. Для начала на уровне города и в виде эксперимента. В нем будут прописаны права и обязанности участников фирмы, отношение к Налоговому кодексу, вопросы выплаты зарплаты. Если такой документ появится, школьные бизнес-компании будут расти на каждом шагу, ведь креативность у наших детей зашкаливает.