Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) признало незаконным требование торговой площадки Wildberries оплачивать возврат товара. Сообщение об этом появилось 30 сентября на сайте ведомства.
В ведомстве объясняют свое решение, ссылаясь на статью 28 Закона о защите прав потребителей, которая регулирует права потребителей на обмен и возврат товаров надлежащего качества. Согласно статье, при возврате товара надлежащего качества требование покупателя о возврате ранее уплаченных за товар денежных средств подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. Если выполнить это требование незамедлительно невозможно, то сделать это необходимо в течение 7 дней максимум.
Однако в статье 28 Закона о защите прав потребителей нет требований о возврате покупателем товара надлежащего качества на платной основе. Также в ней не сказано, что продавец имеет право возвращать потребителю уплаченные денежные средства, удерживая расходы на доставку (транспортировку) на склад возвращенного покупателем товара.
В МАРТ детально рассмотрели ситуацию с Wildberries и пришли к выводу, что расходы продавца на транспортировку товаров, возвращенных потребителем в пункт выдачи заказа, а также на склад продавца/поставщика, являются издержками продавца при осуществлении хозяйственной деятельности. Требование же потребителей оплачивать доставку возвращенного товара на склад «имеет признаки навязывания потребителю платных дополнительных услуг, которые он не заказывал и которые по законодательству потребитель не обязан оплачивать».
Продавцу было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства. Предписание было исполнено – платный возврат товаров был отменен с вечера 29 сентября.
Как вернуть ранее уплаченые деньги за возврат товара
На сайте МАРТ также сказано, что покупатели, ранее оплатившие возврат товара, могут вернуть свои деньги. Это качается тех, кто возвращал товары после 16 августа 2022 года. Для того чтобы вернуть ранее уплаченные денежные средства за возврат товара, необходимо обратиться к ООО «ИМВБРБ» (220073, г. Минск, ул. Скрыганова, 6а, пом. 8, офис 35) с претензией о неправомерности списания денежных средств.
Некоторые покупатели делают это через интернет: в мобильной версии сайта или через приложение Wildberries. Для этого в личном кабинете в разделе «Задать вопрос» создают обращение, в котором указывают артикул заказанного товара, за возврат которого пришлось заплатить 3 рубля, и просят вернуть ранее уплаченные средства.
Путь такой:
- Переходим в личный кабинет.
- Заходим в раздел «Задать вопрос».
- Жмем кнопку «Задать вопрос».
- Выбираем тему обращения – «Возврат денег».
- Выбираем раздел обращения «Способы возврата денег».
- В поле «Артикул товара» пишем артикул возравщенного товара, за который с вас сняли 3 рубля.
- В поле «Сумма возврата» указываем сумму, которую просим вернуть – 3 белорусских рубля.
- Заполняем поле «Текст».
- Нажимаем «Задать вопрос».
Читатели уведомили нас, что некоторым из них уже пришло сообщение о том, что деньги будут в скором времени возвращены.
Обновлено

Читатели сайта 1prof.by уведомили, что некоторым сотрудники маркетплейса отказывают в возврате средств, объясняя это тем, что возврат денег предусмотрен только за товары, заказанные после 29 сентября. Напомним, что это неправомерно.