Здоровье маленьких пациентов – вот та стезя, то призвание в жизни, которому долгие десятки лет была предана скидельский педиатр милостию божией Мария Носевич. В минувшую пятницу ей исполнилось 90 лет.

Величие помысла

Скольким детишкам она утолила боль, успокоив и обнадежив родителей, не перечесть. Да и надо ли… Разве количеством вылеченных ребятишек измеряются профессионализм, сердоболие и благородство детского врача? И вообще, есть ли на свете какая-либо универсальная шкала измерения того уровня врачевания, которым они владеют? Ведь нет в природе прибора, которым бы можно было определить счастливую детскую улыбку после выздоровления и величину родительской благодарности за это. Вот и у Марии Михайловны, пожалуй, не было большей радости в жизни, чем видеть, как ребенок рождается, растет и развивается. Худенькую, согбенную, с добрым ласковым взором женщину знают в Скиделе многие, чьих ребятишек она лечила, как, впрочем, и они сами. Еще бы, ведь это она в любое время дня и ночи, в непогодь, зной, лютый холод спешила к маленьким пациентам на помощь. К тем, которые еще и говорить толком-то не могли или говорили недостаточно, чтобы объяснить, что и где болит. Им было просто плохо. Понять дитя, определить причины недомогания, преодолеть детское недоверие, обычный в таких случаях ребячий страх перед лечением, успокоить ребенка – задачка не из простых. Тут мало одних только врачебных знаний, нужны еще навыки педагога, психолога, а в некой степени и артиста. И Мария Носевич владела ими безукоризненно. 

Поздравить Марию Михайловну с юбилеем в скромную, но уютную квартирку по ул. Гродненской в Скиделе приехали председатель горисполкома Наталья Шварц, специалист по социальной работе Гродненского районного территориального центра социального обслуживания населения Алена Кемежук, заведующий филиалом ГУЗ «Гродненская поликлиника №5 г. Гродно» «Скидельская городская больница» Александр Дереченик. Почетную грамоту Скидельского горисполкома, цветы, теплые и сердечные слова поздравлений и благодарности за многолетний труд на ниве Гиппократа, адресованные детскому врачу, именинница принимала с благодарностью, слегка смущаясь от такого пристального внимания к себе.

Сметливая ассистентка

Я в этот момент вдруг вспомнил своего детского врача Аллу Ивановну Жагуло из горпоселка Воропаево, что на Поставщине. Ей тоже были присущи та же материнская ласка, обаятельность, сердобольность, чувственность и сострадательность по отношению к больному ребенку, родителям, бабушкам, дедушкам. 

В тот период, конечно, не мог понять, приобретшую лишь со временем истинный смысл истину: педиатр может лечить и взрослых, 
а вот наоборот, увы, не получится. Он всегда – человек-поступок, а его маленький пациент, где бы он не находился, – особо нуждающийся в немедленной помощи человек. Помнится, как в конце 90-х детский доктор мира, как его называют, руководитель отделения неотложной хирургии научного центра РАМН Леонид Рошаль, который лишь на год старше Марии Носевич, передал лекарства и медикаменты больным заложникам, захваченным террористами в здании Театрального центра на Дубровке, и оказал им медицинскую помощь. Для него да, уверен, и для Марии Михайловны в самые драматические моменты ее детской врачебной практики, главным и естественным было как можно скорей прийти на помощь страдальцам. 

Мария Носевич приобретала знания, закаляла характер, жизненный опыт в тяжелые послевоенные годы, когда были в цене непреходящие человеческие качества, одному из которых, чувству самопожертвования, педиатр ни разу не изменила. Автор этих строк только появился на свет, а молоденькой Марии, за плечами которой были считанные месяцы акушерства, пришлось принимать роды.

– Работала я в сельской больнице фельдшером, – вспоминает Михайловна. – Привезли роженицу. Более опытная врач-акушерка попросила ей ассистировать, поскольку необходимо было присутствие еще одного врача. Стою, помню, как генерал на свадьбе, наблюдаю, а акушерка матери помогает. Когда после дежурила в Скидельской больнице, не раз приходилось роды принимать.

Родом Мария Михайловна из Минщины. В детской памяти – страшные испытания фашистской оккупацией, взросление не по годам. Свист пуль и разрывы снарядов слышала вместо первого звонка. После окончания в 1959 году Минского мединститута по специальности «лечебное дело» два года отработала в Зельвенской сельской участковой больнице. В ту пору остро ощущался дефицит педиатров. И Марию в облздравотделе направили в этом качестве в больницу Скидельского сахкомбината. 

– Таких антибиотиков, как теперь, не было, – окунается в память собеседница. 

– Лечили пенициллином, стрептомицином, сульфаниламидами. УЗИ не было. Но мне удавалось правильно поставить диагноз: лечила детишек с почечными заболеваниями. Как ни странно, во время дежурства другие врачи особенно боялись, когда к ним на прием приводили больных детей. Вызывайте, говорили, Марию Михайловну.

Взор со смешинкой

Обход, прием, вызовы на дом – долгие годы спешила она на помощь к страдающим ребятишкам. Не раз приходилось и ночевать в их домах, но зато какой камень спадал с ее сердца, как светились ее уставшие глаза, когда наступало выздоровление.

Никаких секретов долголетия у Марии Носевич нет. Про диеты, говорит, тогда вообще речи не было. 
– Теперешние мамы приводят малышей на прием, начитавшись способов лечения в интернете. Как будто врача проверяют, – замечает многоопытный педиатр со смешинкой во взоре.

В этом вся Мария Михайловна, в которой по сей день ощущается закаленная врачебная косточка принимать, как свою, чужую боль. Осмелился задать вопрос о личной жизни. 
– Я осталась одна… – тихо, как на приеме, произнесла она и снова с улыбкой добавила: – Всех разобрали, а я не успела. 

Зато преуспела Мария Носевич в главном, что по молодости еще, как зеркало, отражало глубинную сущность ее подлинной сердобольной натуры. И в этом она – достойный пример истинного материнства.