Станислав Маевский.pngТо, что с белорусским кинематографом творится неладное, было заметно уже по сменяющимся раз за разом главным начальникам отечественной киностудии «Беларусьфильм». Причем каждый входящий на правах гендиректора в этот кинематографический храм просил денег на обновление киноатрибутики для прорывного характера в выпуске достойнейших полнометражных лент.

Проведенная в свое время полная модернизация «Беларусьфильма» с установленным современным технологическим оборудованием ни к чему не привела. Отдача, как подчеркнул Президент Беларуси Александр Лукашенко во время посещения киностудии на этой неделе, не то, чтобы нулевая, а даже минусовая.

Вы можете назвать какие-нибудь из последних фильмов, запавших глубоко в душу, как, скажем, первый советский мистический триллер по Владимиру Короткевичу «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика, «Иди и смотри» Элема Климова и «В августе 44-го» Михаила Пташука? Я уж не говорю о поистине народном киношедевре «Белые росы» Игоря Добролюбова. Для зрителя такое кино вне времени. А если уж руку на сердце положить, то и последние добротные киноленты «Брестская крепость» и недавняя «На другом берегу» до высокой шкалы оценок не дотягивают и вряд ли войдут в разряд белорусской киноклассики.

Ею и шедеврами советского кинематографа особенно перегружен телеканал «Беларусь – 3». Достойнейшее кино, не беглая ежедневка, но доколе же нам выезжать на киноклассике? На это, кстати, во время большого, обстоятельного и откровенного разговора о, прямо скажем, потухшем отечественном киноэкране тоже обратил внимание Глава нашего государства. Назначая в декабре прошлого года генеральным директором Национальной киностудии «Беларусьфильм» Дмитрия Семёнова, Александр Лукашенко назвал позорищем то, что происходит в белорусском кинематографе. Практически той же негативной оценки была удостоена наша «фабрика грез» и спустя полгода.

В отличие от глубоко просевшей киноиндустрии, телеотрасль, благодаря обновленному оборудованию павильонов для съемок телепроектов, существенно перестроила работу в творческом плане. Но картинка картинкой, а без одаренных, креативных, дерзновенных действующих лиц и исполнителей настоящего «кина не будет». Поэтому прав Александр Лукашенко, утверждая, что без поиска в альма-матер таких режиссеров, актеров, операторов, сценаристов не обойтись. Причем, кадровая политика в сфере кино¬искусства должна быть непременно практико-ориентированной, чтобы не толочь воду в ступе. Съемочная площадка для режиссера всё равно что для агронома поле в условиях рискованного земледелия. И тут, как говорят ныне молодые люди, без чуйки не обойтись на предмет пресловутого нашего «замочит либо засушит».

Но вот, кажется, нащупан, подпитан и 12 раз обработан, в смысле переписки сценария, тот самый киноматериал, который уже в середине сентября явят зрителю. Речь о дебютантской работе 24-летнего режиссера Кирилла Халецкого «Классная». Фильм повествует о молодой учительнице, которая попадает по распределению в агрогородок. Это, по словам режиссера, светлое, доброе, жизненное кино. Об этом он поведал Главе государства, который в свою очередь посоветовал избежать в кинокартине резкой контрастности между столичной действительностью и жизнью в агрогородке. У Добролюбова в «Белых росах» тоже ведь эта тема обыграна, но до такой степени талантливо и тонко, что кинопродукт не утрачивает своей свежести и в нынешних реалиях.

– Когда покажешь? – полюбопытствовал Александр Лукашенко.

– Заранее, – ответствовал Кирилл Халецкий. 

И в этом коротком слове, вызвавшем у большой свиты госчиновников и журналистов одобрительные улыбки и смех, четко прочитывалось: «Заждались…»


Автор: Станислав МАЕВСКИЙ