За годы работы в «Перспективе» у меня скопилось немало блокнотов и еженедельников, выбрасывать которые жалко. Ведь помимо рабочих записей в них немало автографов и пожеланий как для меня, так и читателей нашей газеты от известных актеров, певцов, спортсменов и писателей, тех, с кем довелось пообщаться, взять интервью. Всегда интересно: а что они напишут?
Первые автографы, правда, появились не в блокноте, а на форзаце справочной книги «Беларусія пісьменнікі» во время встречи в университете с поэтами и прозаиками. Сразу несколько выступавших оставили там свои пожелания и автографы. Среди них были Геннадий Буравкин и Владимир Орлов.
А вот первое пожелание из звезд спорта написал Руслан Салей: «Наталье на счастье!» Короткое, но такое емкое и теплое. И сам хоккеист оказался таким же открытым и доброжелательным. Помню, как я орагнизовала мини-фотосессию с его участием. Легендарный хоккеист ни в чем не отказывал, о чем просила. И с «Перспективой» сфотографировался, и за рулем «Инфинити»… В тот день, помню, мой блокнот пополнился автографами и других извесных белорусских хоккеистов – Андрея Скабелки, Константина Кольцова, Владимира Цыплакова, Эдуарда Занковца, Владимира Копатя, Олега Романова… Все их росписи находятся рядышком.
Помню, как в Гродно снимался в сериале «СМЕРШ» Андрей Соколов. Не могла упустить шанс взять у него интервью. Немало эмоций вызвала наша беседа. Естественно, и без автографа я не ушла. Взяла его пожелания и для своей коллеги Валентины Семеновны. Она – его поклонница. Спустя десять лет этот актер опять приехал в Гродно, уже со спектаклем. Попросила сфотографироваться во второй раз. «Да, я помню, как в прошлом мы с вами делали селфи», – улыбнулся Андрей Соколов. Признаться, немало удивилась. У актеров очень наполненная событиями жизнь, один город сменяется другим, но Соколов запомнил, что было лет десять назад в белорусском городке… А вот реакция актера Сергея Астахова на просьбу дать автограф после интервью удивила: «А вам зачем это?»
Между прочим, автограф может быть хорошим подарком. Помню, как свои пожелания написала певица Дакота для моей племянницы, а олимпийские чемпионы гребцы Андрей и Александр Богдановичи – для подруги. А как не вспомнить Ивана Охлобыстина? Ведь его пожелание для меня достаточно быстро исполнилось.
Не подсчитывала росписи, которыми делились известные персоны. Как-то сама собой появилась у меня коллекция автографов фигуристов Натальи Бестемьяновой, Игоря Борина, Алексея Ягудина, актеров Гоши Куценко, Татьяны Арнтгольц, Аристарха Ливанова, Дмитрия Исаева, Александра Носика, представителей шоу-бизнеса Бари Алибасова, Екатерины Шавриной, Николая Гнатюка, Олега Газманова и многих других.
Собирать автографы – дело увлекательное, а для некоторых – и затратное. К примеру, росписи известных людей в России продаются по цене от 100 рублей до нескольких миллионов за экземпляр. Так, фотография с автографом космонавта Юрия Гагарина оценивается в 500 тысяч рублей. Клюшка, на которой расписались Владислав Третьяк, Валерий Харламов и другие хоккеисты, обойдется в 350 тысяч рублей. Пластинка с автографом Владимира Высоцкого стоит 290 тысяч рублей. А обладатель билета на московский концерт Майкла Джексона в 1993 году с росписью певца выставил цену в 7 миллионов рублей.
Сейчас обычные блокноты сменяют электронные. Люди всё меньше пишут ручкой. Появились и электронные подписи. И всё же автограф человека на бумаге – непреходящая ценность, навевающая воспоминания о встречах с достойными и авторитетными людьми.