Интересно устроен мир. Скажешь спасибо ты – скажут спасибо тебе. Улыбнешься ты – улыбнутся тебе. Всё хорошее начинается с тебя. Сегодня особенно приятно радовать своих близких и друзей виртуальными подарочками в социальных сетях и телефонными звонками, даже если для этого нет повода. Но повод, оказывается, есть всегда! И имя ему – человеческий фактор.

Всем известно, что взаимоотношения между людьми очень сложны. Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Эта тема интересует многих философов и психологов. Проблема будет актуальной всегда, так как каждый день мы контактируем с другими людьми.

От отношения к нам того или иного конкретного человека может зависеть очень многое. Моя племянница работает в банке, профессионально и оперативно обслуживает всех: от иностранных студентов до пенсионеров. Доброжелательная и улыбчивая, она терпеливо и доходчиво объясняет, как поступить в той или иной ситуации, ответит на любой вопрос, входящий в ее компетенцию, подскажет, какому вкладу отдать предпочтение. В ее окошко всегда стоит очередь. К другим же операторам люди почему-то не спешат становиться – сервис, да и отношение к клиентам, видимо, совершенно другие. Чем не человеческий фактор?

Или представим медсестру в больнице: одна делает уколы совсем не больно, другая – садистка. В детском саду одна воспитательница добрая, вторая – злая. В школе и университете то же самое. Потом на службе: один начальник либеральный, другой – деспот. Порой с человеческим фактором сталкиваешься там, где его не ждешь. На рынке, выбирая на прилавке овощи, слышишь окрик продавца: «Чего копаешься? Не у себя на грядке!» Тут же рядом ласково предлагают: «Выбирайте, пожалуйста, сами, что вам нравится». Выходит, всё дело в человеке? На ровном месте попадаешь в сложную ситуацию и оказываешься в плену негативных эмоций, словно в щупальцах спрута. Такой поворот дел повергает в уныние.

Как никогда человеческие заморочки проявляются при приеме на работу. Оказывается, при этом важны не только профессиональные качества. Один работодатель может взять сотрудника только потому, что понравились улыбка или внешний вид соискателя. Другой подбирает персонал чуть ли не по знаку Зодиака. Кто-то может отказать претенденту из-за того, что не понравилась его речь или послужной список. В жизни подобные ситуации нередки.

Человечность проявляется в самых разных качествах людей. На один стержень нанизаны стремление к справедливости, честность, уважение. Тот, кого можно назвать человечным, способен заботиться о других, помогать и опекать. Он может видеть в людях хорошее, подчеркивать их главные достоинства. Существует большое количество примеров человечности из жизни. Это и героические поступки людей в военное время, и совсем незначительные, казалось бы, действия в обычной жизни. Самое ценное в ней – люди, с которыми сводит судьба. Для того, чтобы делать добро, не нужны какие-то особенные способности или грандиозные возможности. Всё это – дело рук самых обычных людей. А значит, так может каждый. Все мы оказывали помощь и поддержку не только близкому, но и незнакомому человеку. Возможно, это была бабушка, которой мы помогли перейти дорогу, проситель милостыни у храма или же мама с ребенком, неспособная самостоятельно донести тяжелую сумку до подъезда. Сегодня это помощь одиноким пожилым соседям в доставке из магазина продуктов на дом. Наверное, осознание того, что мы сделали чью-то жизнь хоть немного лучше, является бальзамом для наших сердец. Так давайте же улыбаться и чаще помогать друг другу. Всё остальное – суета сует.