В Польше – новый старый президент страны Анджей Дуда. Обошедший с минимальным перевесом во втором туре голосования своего соперника, мэра Варшавы Рафала Тшасковского, он тем более укрепил позиции главенствующей в настоящее время партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослава Качиньского. Дуда стал вторым руководителем государства, кому удалось с 1989 года переизбраться на второй президентский срок.
Польские либералы хотя и составили в этот раз достойную конкуренцию приверженцам традиционных ценностей, не смогли обойти на финише консерваторов. Более того, их вожак-одногодка действующего главы государства получил существенную закалку в период избирательных баталий, что заметно увеличивает его шансы успешно контратаковать власть предержащих на парламентских выборах в 2023 году. Впрочем, многое будет зависеть от действий консервативной верхушки, которая, безусловно, продолжит, в частности, реформировать свою судебную систему, вызывая и без того шквал критики со стороны Брюсселя. Депутаты Европарламента опасаются, что польских судей окончательно лишат независимости, и призвали Евросоюз ввести внутренние санкции против Польши за ухудшение демократии, нарушение права и основных свобод. Маловероятно, что в Польше и дух «декоммунизации» ослабнет, равно как и желание нынешней власти посадить на короткий поводок оппозиционные СМИ, большинством которых владеют иностранцы. Лидер ПиС Ярослав Качиньский уже потребовал вернуть их в польскую собственность. Нарастание конфликта между Брюсселем и Варшавой явно не на пользу действующей власти. Проявляемый ею радикализм поспособствовал расколу страны. Если север и запад, условно говоря, поддерживают политику консерваторов, то юг и восток наоборот противятся ей. Не думаю, что нынешнюю власть такое положение вовсе не беспокоит. Но не видать пока и попыток устранять раскол в сильно поляризованном польском обществе.
Вот и среди моих польских родственников на востоке страны и на западе не было единодушия в выборе главы государства. За харизматичного смелого кандидата в президенты со стратегическим видением Польши Рафала Тшасковского отдали голоса в основном молодые и среднего возраста избиратели. За Дуду – более пожилые, не склонные к переменам в своих традиционных пристрастиях. В целом же, на мой взгляд, любая избирательная кампания не что иное, как сражения кандидатов за голоса своих сторонников посредством лозунгового искусства. Кто сможет убедить еще неубежденных в том, что изрекаемый им лозунг, то бишь халва, слаще, чем у соперника, тот и перетянет их на свою сторону. Я ваш, как бы заявляет претендент на президентский мандат, соперник же – незнакомец. А люди в сущности своей привыкли доверять нашим, а не чужим, будь они немцами, русскими, католиками, православными, нацистами либо представителями ЛГБТ. Возможно, в другой стране подобный предвыборный реверанс Дуды и не сработал бы, но в Польше, где к историческому наследию относятся весьма ревностно и почитают традиционный уклад, воспринят был большинством, пусть и не значительным, как провидческий. Не уверен, что «нашенских» посулов окажется достаточно для того, чтобы консолидировать польский социум и не разуверить даже сторонников консервативных идеалов в верности своего выбора.
Геополитическое положение Польши чрезвычайно сложно. Здесь сталкиваются интересы квартета ведущих мировых держав – Германии, России, Соединенных Штатов и Китая. Польская внешняя политика ныне всецело завязана на действующего президента США. Но у Дональда Трампа весьма шаткое положение перед ноябрьскими выборами. В случае его поражения медным тазом может накрыться проект «Форт Трамп», предполагающий расширение американской военной мощи на территории Польши, тем более, что к реализации его стороны пока так и не приступили. Ссоры с Брюсселем, маниакальная подозрительность в злонамеренности России, наряду с внутренней проблематикой, усугубленной пандемическими барьерами, только отяготят Анджею Дуде задачу оправдать доверие избирателей. Но, может, ему со второго захода удастся выйти из тени своего партийного босса Качиньского, который не привык к компромиссам, и проводить более самостоятельную политику? Во всяком случае, Дуду уже не будет обременять еще одна президентская гонка.