В 1693 году в Лондоне был издан первый за всю историю женский журнал. Сегодня, глядя на это событие с высоты века равноправия и феминизации, мы уже не понимаем всей его значимости. Но на самом деле это был первый шаг на долгом и тернистом пути к уважению женщины и признанию ее роли в общественной жизни.
 
Конечно, тогда женские журналы не выглядели как брошюры с лозунгами феминисток и уж точно не освещали запретные темы свободы, равенства и братства. Даже эти слова возникли в революционных умах человечества лишь век спустя. 
 
Журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» впервые увидел свет в 1779 году благодаря Николаю Новикову. Но очень быстро он превратился в обычный сборник литературных произведе-ний. А вот настоящей революцией в мире прессы Российской империи стал журнал с названием, которое вряд ли читалось нетерпеливыми модницами до конца: «Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюминованными рисунками; с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.»
 
Зато его содержание точно вызывало интерес светских дам. Если вы вдруг так и не поняли, что из себя представляло «окно в Европу», прорубленное Петром Великим и рубленное еще десятком правителей, то этот сборник модных сплетен является самой наглядной демонстрацией свежего воздуха, проникшего в Россию через то самое окно. Вот отрывок о «дурном вкусе» на балах Берлина: «Недавно была я на бале с одною иностранкою… Ради бога, говорила она мне, как одеваются ваши дамы! <…> Там посмотрите на дородную девицу: на ней черное платье, черная шляпа, черные перья и даже черный платок на шее, и ко всему тому черному – большой пунцовой букет, подобно как бы воздушное какое явление в ночное время».
 
А вот отрывок о парижских модных тенденциях: «Фламандские шляпки с высокими, несколько остроконечными тульями составляют также всеобщую моду; большей частью носят их или белые с пунцовым, или совсем пунцовые с серебряным шнурком и белыми перьями». Или о варшавских: «Всё, что ни выдумают и станут носить в Париже нового, появляется и здесь в прекраснейших магазинах варшавских модопродавиц, и роскошь знатных польских госпож простирается столько далеко, что они во многих вещах превосходят и парижских щеголих». 
 
В журнале говорилось и о модных породах собак, и об экипажах, и о манерах на балах, и этикете в высшем обществе. Казалось бы, от этих рассуждений до феминизма – как от Земли до Луны. Но то, что женщинам было позволено говорить о своей жизни, пускай больше похожей на череду балов и светских вечеров, говорит о начавшихся изменениях в общественном сознании. 
 
Сегодня почти не существует тем, о которых бы не писали или не говорили женщины. Сегодня, чтобы узнать о модных тенденциях Парижа или Лондона, достаточно набрать строчку в Гугле. Но и теперь нужно помнить, как мы пришли к современной жизни, как медленно и упорно создавался мир, в котором мы живем сейчас. Помнить, какой сложный путь прошло общество, прежде чем каждая женщина смогла смело, уверенно и с гордостью сказать, что она – женщина. Она может говорить о моде или квантовой физике, она может быть учителем музыки или космонавтом, она может что угодно. Ведь прежде всего, она – человек. И это истина, цена которой – три века.