Во всех школах страны старшеклассники сдали экзамены, отзвенели выпускные балы. Вспомнились и мои экзамены. Было это очень давно, захотелось сравнить трудности современных школьников и советских, кому было тяжелее учиться.
Начну с того, что мы сдавали не четыре, а восемь экзаменов: по русскому языку-литературе сочинение с двумя оценками за грамотность и за сочинение, математика письменно, русская литература устно, физика, химия, белорусский язык и литература, история, английский. По каждому экзамену 25 билетов, по два вопроса в каждом.
Мы сильно волновались, учителя за нас волновались не меньше. Классически 1 июня начиналось с сочинения по русскому языку и литературе. Из трех тем, как всегда, выбрала вольную тему «Я – гражданин Советского Союза». Активная комсомолка, редактор школьной газеты, у меня не было проблем с сочинениями, с шестого класса вела в городской газете рубрику «Комсомольская жизнь». На экзамене, может, от стресса, умудрилась засомневаться в своей гражданской позиции и честно призналась, что мне еще предстоит долго работать над собой, учиться, расти, чтобы стать достойным гражданином страны Советов.
За час до окончания отведенного времени ко мне подошла моя любимая учительница Александра Александровна, скользнула взглядом по моему тексту, прочитала мой почти диссидентский высокопарный вывод и ахнула. Ее белокожее лицо вспыхнуло ярким румянцем, в ужасе схватилась за алые щеки. Она резко выхватила мои листки, отошла к комиссии, учителя пошептались между собой и мне на парту положили новые проштампованные листки.
– Лучшая ученица! Перепиши заново, что надумала, успеешь написать новое сочинение, – чуть сдерживая дыхание, приказала учительница.
Бедная Александра Александровна! В двух словах она прочитала мне лекцию о молодых советских патриотах. Моя рука нервно заново писала ломанным почерком новое сочинение. Успела. Это была самая плохая работа за всю мою школьную жизнь.
Экзамены сдавали через три дня, что не мешало нам в среду, субботу, воскресенье собираться в городском парке на танцплощадке и веселиться от души. По ночам прогоняла заново все билеты. Вся эта пытка длилась до конца июня. Лучше всех себя чувствовали отпетые двоечники – им нечего было терять. Например, Толя Мишин был уверен, что трояк ему всегда поставят. Выпускной вечер с вручением аттестатов завершился торжеством в актовом зале 30 июня.
Весь июль отводился на подготовку к экзаменам, подачу документов в столичные вузы. В жаркий месяц дома не сиделось, встречались бывшие одноклассники на городском пляже. Лучшие ученики выбирали Москву, военные специальности, ехали в Ригу учиться на авиадиспетчеров, в Калининград в мореходку. В моей школе в 60-70-е годы, благодаря подвижничеству и азарту талантливого учителя химии Георгия Ивановича Корсака, выпускники валом шли в модную генетику, биологию, медицину, биотехнологию.
В БГУ на журфак конкурс был, как в театральный – 25 человек на место. Штурмовала будущую профессию три года, тогда журналистика считалась мужским делом: командировки, серьезная аналитика, глубокая специализация. Со мной сдавал экзамены Сергей Крапивин, сегодня известный писатель, публицист. С такими, как у меня, баллами его зачислили, мне же декан Григорий Булацкий откровенно сказал – юбки не берем.
Умница и красавица Ира Журавлева, дочь учительницы немецкого, переводчицы еще с войны, семь лет поступала в МГУ на романо-германское отделение. Все ее подружки уже давно окончили минский иняз, а Ира фанатично мечтала о престижном вузе, театральных премьерах. В конце концов она устроилась в Москве на рабочую должность лифтером, получила направление от производства и все-таки поступила. Ее настойчивость требует отдельного рассказа.
В нархоз на специальности бухгалтер и экономист был недобор. Нам казалось тогда скучнейшей профессией – цифры считать. Из моего окружения одна очень практичная девочка из спецшколы с углубленным изучением английского Света Цоколова от скуки подала документы в нархоз, легко поступила. Быстро вышла замуж за военного курсанта, всю жизнь кочевала с семьей по гарнизонам, без работы не сидела, скучная профессия ее кормила.
…У каждого времени свои трудности и особенности. Дни юности – такой краткий и счастливый миг. Всю дальнейшую жизнь мы храним в своем сердце воспоминания о друзьях, учителях, школе.