Попались мне на глаза в интернете любопытные ролики одного блогера. Парень веселый, на первый взгляд кажется, что он так развлекается и развлекает аудиторию, но всё оказалось гораздо сложнее. Блогер выбирает случайных людей на улице, в супермаркете, в парке и задает им «глупые вопросы» из школьной программы, настолько примитивные, на мой взгляд, что кажется ответит на них любой человек. Вопросы из школьной истории, астрономии, литературы, биологии, географии, политики, математики, музыки.
 
интернете любопытные ролики одного блогера. Парень веселый, на первый взгляд кажется, что он так развлекается и развлекает аудиторию, но всё оказалось гораздо сложнее. Блогер выбирает случайных людей на улице, в супермаркете, в парке и задает им «глупые вопросы» из школьной программы, настолько примитивные, на мой взгляд, что кажется ответит на них любой человек. Вопросы из школьной истории, астрономии, литературы, биологии, географии, политики, математики, музыки.
– Кто написал поэму «Евгений Онегин»?
– Толстой.
– Когда началась Вторая мировая война?
 – Кто такие Минин и Пожарский?
На детские вопросы опрашиваемые дают… глупые ответы. Отвечают невпопад, их объяснения несуразные, бестолковые, как попасть пальцем в небо.
 
Блогер собирает даже международную аудиторию. Например, студенты из Беларуси, Германии, Китая отвечают на его простенькие вопросы. Здесь очень важен дух соревновательности. В точных науках впереди китайцы, в гуманитарных оказались россияне. На вопрос кто такой Ремарк, как выяснилось, никто не был знаком с творчеством писателя Эриха Марии Ремарка. Его немецкие соотечественники были сильны в физике, химии, математике. Российские студенты, наоборот, очень подробно рассказали о прозе Ремарка. Роман «На Западном фронте без перемен» – образец антивоенной книги о потерянном поколении молодых немцев после Первой мировой войны. 
 
Дремучесть нашей молодежи порой сильно удручает, послушаешь их, то диву даешься. По большому счету может и не к ним вопросы, современное поколение есть результат, всех этих модных ЦТ, ЕГЭ. Тестирование больше напоминает «дрессировку», как известные ответы в кроссвордах. Угадал – молодец! Но нет и не будет в тех ответах глубины, элементарной образованности, в головах каша из дикой путаницы исторических дат, событий, эпох. Особенно поражает отношение молодых к своей отсталости: ни тени смущения, стыда, на поверхности скудоумие, откровенное ржание над собой, а в результате – пустоголовие. 
Разговоры о низком уровне образования современных школьников и студентов идут давно, общество привыкло к жалобам и стонам учителей. Задалась вопросом: чем отличаются знания современных студентов, например, от знаний людей моего возраста? Самое главное отличие – мы читали повести и романы классиков, и не в сокращенном варианте, а как задавали по программе на летние каникулы. Четыре тома «Война и мир» Льва Толстого одолела, но признаюсь, военные баталии читала по диагонали. Меня больше интересовали светские балы, жизнь Наташи Ростовой, ее откровения с подругой Соней, любовные переживания, как на протяжении всего романа менялась, взрослела главная героиня.
 
Убеждена, сегодня я бы не сдала экзамены по той же литературе или истории. Заблудилась бы в вариантах ответов. Да, в советское время существовали другие методики, и в них главным было знание предмета, на что и делали упор наши учителя, а не угадайка. Самый отстающий ученик нашего класса всякой натаски, даже не читая тот же роман «Война и мир», но отбывая ежедневную «повинность» на уроках русской литературы, без всякого сомнения коротко рассказал бы сюжетную линию романа, перипетии судеб Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Пьера Безухова и того же бретера-дуэлянта Долохова.
 
Приходят печальные мысли, что в недалеком будущем грядут темные времена. И люди начитанные начнут исчезать как редкий культурный вид, их места займут, уже занимают люди далекие от литературных идеалов. Они не в состоянии одолеть не только сложные романы Ф. Достоевского, но и более облегченное чтение, не говоря уже о публицистических, философских работах классика-пророка.
Сегодня, как никогда ранее, полезно перечитывать его «Записки из подполья», «Дневник писателя 1876», «Дневник писателя (1877, 1880, 1881) – II. Мы в Европе лишь Стрюцкие», «Достоевский Ф. М. – Врангелю А. Е., 31 марта – 14 апреля 1865», Бахтина М.М.: «Проблемы поэтики Достоевского», «Пророчество Ф.М. Достоевского о России. Славяне, которые предадут Россию», чтобы получить ответы на многие актуальные вопросы наших дней.
 
Краткий цитатник из Ф. Достоевского может стать настольной книгой у педагога, чиновника, общественника, студента, политолога. Сверяя наше время с пророчествами классика, можно что-то планировать на будущее, укрепляться в знаниях, держать оборону перед вызовами наших дней, корректировать школьные программы, заниматься воспитанием и т.д.
У меня нет готовых и легких ответов на сложные вопросы, но обращаясь к богатству духовного литературного наследия, можно приостановить движение к пропасти.