«Статуи рабовладельцев, деспотов и разжигателей войн сносят по всему миру. Как же своевременно мы решили установить статую революционеру, борцу за мир и марксисту, символизирующему будущее и новую эру социализма без капитализма», – так прокомментировала установку нового памятника Ленину в городе Гельзенкирхен 42-летняя глава Марксистско-ленинской партии Германии Габи Фехтнер.
Действительно, событие номер один – накануне Дня памяти и скорби в Западной Германии установили первый памятник Владимиру Ленину. Статую высотой более двух метров отлили в Чехословакии в 1957 году. Он был сохранен членами Марксистско-ленинской партии Германии. Администрация и жители города были против установки памятника, объясняя это тем, что Ленин «выступал за насилие, угнетение, террор и привел к ужасным человеческим страданиям», что идет вразрез с демократическими идеалами. В партии, напротив, считают, что Ленин был «мировым пионером народной свободы и демократии». Об этом сообщает Die Welt.
Вот такой неожиданный для мировой общественности поворот. Чудеса, да и только! Статуи Ленина в наше время вообще-то чаще сносят, чем устанавливают. В России порядка сотни тысяч памятников Ленину. Кое-где их убирают – тихо и незаметно. Но проститься с этой страницей своей истории страна пока не спешит.
Уже не первый год мы наблюдаем украинский «ленинопад» и свержение символов прошлого. Их свергают последние тридцать лет практически на всем бывшем постсоветском пространстве, включая Центральную и Восточную Европу, за исключением Беларуси. Весь мир, как оголтелый, рушит памятники Колумбу, Черчиллю, Ганди, де Голлю.
Политологи считают, что Россия и Беларусь в этом плане – островки здравого смысла на планете, где умело соотносят истинные ценности и современные тенденции. У российских медиа резко негативное отношение к свержению монументов за границей, особенно если они связаны с историей Второй мировой войны. Примером служит недавний спор вокруг памятника маршалу Коневу в Праге и история с «Бронзовым солдатом» в Таллинне. Европа хочет стереть с лица земли память о тех, кто их же освободил в годы войны. Парадокс. На что еще сподобится философская мысль Запада? Память и памятники – какие уроки вынесут из этих историй современники?
Мы люди своей эпохи и прекрасно понимаем, что снос памятников всего лишь основа политического процесса и предлог для решения крупных политических задач. Литву исключили из Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест в связи со сносом монументов советского периода. В списке стран, которые спешно избавляются от монументального наследства, Польша, Чехия, Латвия, Эстония, Украина. Печально, что предается историческая память, которая объединяла страны. Ибо памятники, как известно, – это фундаментальные базовые ценности, на которых формируется страна. А сносят их потому, что уходят в прошлое незыблемые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Идет своего рода атака на символы, коими являются памятники истории и культуры. Разные базовые ценности приводят к назреванию культурно-ценностного конфликта. Выход в его разрешении – сочетание традиционных ценностей с современными, их разумный и гармоничный сплав.