Часто ли смеются наши дети? Кто-нибудь из взрослых, задавал себе этот вопрос? Скорее всего, нет. Как часто они грустят? Как часто плачут? Как часто улыбаются? Мы не заостряем на этом внимания, не ведем подсчеты, не пытаемся это контролировать, потому что знаем – мы для своих детей делаем всё возможное и невозможное, чтобы не видеть в их глазах слез и горя, не слышать их плач.

И я тоже никогда бы об этом не задумывалась, пока судьба не свела меня с государственным учреждением образования «Гродненский районный социально педагогический центр», где я стала работать педагогом социальным, одна из основных задач которого защита прав детей, признанных нуждающимися в государственной защите. 

Для информации: дети подлежат государственной защите и помещаются на государственное обеспечение в случаях, если установлено, что родители (один родитель) ведут аморальной образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои родительские обязанности. 

За два года своей работы мне довелось сопровождать множество семей, у которых дети были отобраны и помещены в детский социальный приют Гродненского районного социально-педагогического центра. 

Изымая детей из неблагополучных семей, я видела детские глаза полные слез, слышала их плач, чувствовала их растерянность и непонимание происходящего и думала: были ли счастливы дети в этих семьях? 

Однажды, сопровождая очередных отобранных детей в приют, я всю дорогу разговаривала с красивой восьмилетней девчушкой, которая, размазывая слезы по щекам, рассказывала, как часто она, умоляя маму не пить, стоя перед нею на коленях. Мне казалось эти маленькие человечки больше никогда не будут смеяться, что в их заплаканных глазенках больше никогда не заискрится радостный лучик детского счастья.

К счастью я ошибалась! В детском приюте их встречали с улыбкой, отогревали их сердца. Главная мама учреждения – директор Гродненского районного социально-педагогического центра Татьяна Николаевна Пик, умеет найти подход к любому ребенку, успокоить, если надо – приласкать, поощрить добрым словом.

Я всё чаще слышала детский смех и понимала: семьи разные, дети – одинаковые! Всем хочется быть счастливыми и веселыми! А сплоченная команда небезразличных людей, работающих в приюте, старается сделать жизнь ребят насыщенной, интересной, разнообразной, а самое главное – приближенной к семейным условиям. Есть и свои традиции: празднование дня рождения с приглашением любимых мультяшных героев, Дня знаний и начала каникул. А еще – проводы воспитанников в родную семью! С сувенирами на память, с совместным фото. А ребята оставляют свои пожелания в «Альбоме впечатлений». 

Дети не знают того, что мы работаем с их родителями. Работаем серьезно, целенаправленно, углубленно, находя индивидуальный подход к каждой семье и к каждому отдельному случаю, с пониманием того, что от нашей работы зависит главное – вернутся ли эти дети в биологические семьи, или ребят ждет устройство в приемных и опекунских семьях, в детском доме семейного типа. Положительный эффект имеют «Семейные советы», с целью поиска внешних ресурсов семьи в преодолении причин неблагополучия.
Радостно, что это дает результаты: в течение 2024 года в биологические семьи возвращены 27 несовершеннолетних, что составило 93,1% (для сравнения: возврат в биологические семьи в 2023 году – 57,5%, в 2022 году – 48%).  

Видя всё это, понимаешь: сделанное тобой не зря! Забирая детей из приюта, исправившиеся родители благодарят нас за то, что мы помогли им опомниться.